Современные дети растут в мире, где коммуникации и учеба почти полностью связаны с цифровыми технологиями. Образовательные платформы, онлайн-игры, социальные сети — все это формирует новые формы взаимодействия и обучения. Благодаря гаджетам дети получают быстрый доступ к информации, развивают навыки коммуникации и креативности. Однако этот спектр возможностей сопровождается и рисками.
Риски цифровой среды для психического благополучия детей
Последние научные исследования показывают, что неконтролируемое применение информационных технологий может негативно влиять на психическое развитие и психологическое благополучие ребенка. Например:
-замещение у детей в возрасте 6-7 лет общения с взрослыми и сверстниками просмотром контента более 2 часов в день, не предполагающего интерактивное участие, замедляет развитие устной речи ребёнка;
- более 70% детей 4-7 лет испытывают фрустрацию и гнев, когда у них забирают телефон или выключают мультфильмы, что вызывает нарушение механизмов саморегуляции;
- цифровая активность для обучения, общения и творчества у детей младшего школьного возраста способствует развитию саморегуляции, а пассивный просмотр существенно снижает её показатели.
Итак, в результате длительного пребывания за экраном:
- снижается развитие активной речи ребенка;
- происходит задержка развития когнитивных способностей и высших психических функций,
- нарушается развитие эмоционально-волевой сферы,
- возникают трудности в социализации,
- происходит возникновение цифровых зависимостей,
-повышаются риски суицидальных намерений и асоциального поведения, агрессивность, тревожность.
Психологические и социальные последствия
Нередко психологам «Службы -112» поступают запросы от подростков и молодежи, касающиеся трудностей в установлении социальных контактов, скуки и ощущения безнадежности. В беседе выясняются различные проблемы так называемой «гаджетовой семьи», где наблюдается физическое присутствие родителей при их ментальном отсутствии, подмена живого общения цифровым, снижение качества и глубины разговоров между членами семьи, нарушение семейных ритуалов. Все это чаще всего вызывает у подростков отставание во взрослении и трудности профессиональной ориентации, формирование искаженной «цифровой идентичности», а у молодежи — неопределенность личностного и профессионального самоопределения и становления.
Одной из наиболее тревожащих форм родительского цифрового поведения выступает фаббинг, сущность которого кроется в пренебрежении ребенком посредством отвлечения на смартфон и другие цифровые инструменты. Несмотря на относительную новизну данного явления, накоплено значительное число свидетельств о негативном влиянии родительского фаббинга на психическое развитие ребенка.
Освоение цифрового пространства может быть связано с негативной киберсоциализацией, которая выражается в ограниченных навыках саморегуляции при работе с интернет-ресурсами, наличии деструктивных моделей поведения в онлайн-общении и высокой восприимчивости к агрессивному воздействию в сети.
Рекомендации для родителей и педагогов:
Заключение
Цифровые технологии — мощный инструмент, который при правильном использовании может значительно обогатить жизнь современного ребенка. Однако чрезмерное или неконтролируемое пребывание в виртуальном пространстве создает серьёзные риски для психического и эмоционального развития. Формирование у детей навыков безопасного пользования интернетом и приоритет психологического здоровья и благополучия способствуют воспитанию здоровой личности.