Дети и гаджеты

23 ноября 2025 г., воскресенье

Современные дети растут в мире, где коммуникации и учеба почти полностью связаны с цифровыми технологиями. Образовательные платформы, онлайн-игры, социальные сети — все это формирует новые формы взаимодействия и обучения. Благодаря гаджетам дети получают быстрый доступ к информации, развивают навыки коммуникации и креативности. Однако этот спектр возможностей сопровождается и рисками.

Риски цифровой среды для психического благополучия детей

Последние научные исследования показывают, что неконтролируемое применение информационных технологий может негативно влиять на психическое развитие и психологическое благополучие ребенка. Например:

 -замещение у детей в возрасте 6-7 лет общения с взрослыми и сверстниками просмотром контента более 2 часов в день, не предполагающего интерактивное участие, замедляет развитие устной речи ребёнка;  

- более 70% детей 4-7 лет испытывают фрустрацию и гнев, когда у них забирают телефон или выключают мультфильмы, что вызывает нарушение механизмов саморегуляции; 

- цифровая активность для обучения, общения и творчества у детей младшего школьного возраста способствует развитию саморегуляции, а пассивный просмотр существенно снижает её показатели.

 Итак,  в результате длительного пребывания за экраном:

- снижается развитие активной речи ребенка;

- происходит задержка развития когнитивных способностей и высших психических функций,

- нарушается развитие эмоционально-волевой сферы,

- возникают трудности в социализации,

- происходит возникновение цифровых зависимостей,

-повышаются  риски суицидальных намерений и  асоциального поведения,  агрессивность,  тревожность.

Психологические и социальные последствия

Нередко психологам «Службы -112» поступают запросы от подростков и  молодежи, касающиеся трудностей в установлении социальных контактов, скуки и ощущения безнадежности. В беседе  выясняются различные проблемы так называемой «гаджетовой семьи», где наблюдается физическое присутствие родителей  при  их ментальном отсутствии,  подмена живого общения цифровым, снижение качества и глубины разговоров между членами семьи,  нарушение семейных ритуалов. Все  это чаще всего вызывает у подростков отставание во взрослении и трудности профессиональной ориентации, формирование искаженной «цифровой идентичности», а у молодежи — неопределенность личностного и профессионального самоопределения и становления.

Одной из наиболее тревожащих форм родительского цифрового поведения выступает фаббинг, сущность которого кроется в пренебрежении ребенком посредством отвлечения на смартфон и другие цифровые инструменты. Несмотря на относительную новизну данного явления, накоплено значительное число свидетельств о негативном влиянии родительского фаббинга на психическое развитие ребенка.

Освоение цифрового пространства может быть связано с негативной киберсоциализацией, которая выражается в ограниченных навыках саморегуляции при работе с интернет-ресурсами, наличии деструктивных моделей поведения в онлайн-общении и высокой восприимчивости к агрессивному воздействию в сети.

Рекомендации для родителей и педагогов:

  • Ограничивать время присутствия детей в сети, особенно на социальных платформах с негативным контентом;
  • Обучать детей критическому восприятию информации, формировать навыки осознанного пользования интернетом;
  • Создавать безопасную и позитивную онлайн-среду для взаимодействия;
  • Поощрять развитие офлайн-интересов, занятий спортом, хобби;
  • Обеспечивать диалог, поддержку и помощь в формировании здоровых моделей поведения;
  • Обращать внимание на признаки тревожности, депрессии, социальных проблем у детей и своевременно обращаться за профессиональной помощью.

Заключение

Цифровые технологии — мощный инструмент, который при правильном использовании может значительно обогатить жизнь современного ребенка. Однако чрезмерное или неконтролируемое пребывание в виртуальном пространстве создает серьёзные риски для психического и эмоционального развития. Формирование  у детей навыков безопасного пользования интернетом и  приоритет психологического здоровья и благополучия способствуют воспитанию здоровой личности.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International