По прогнозу специалистов Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан, на территории республики как минимум в течение недели ожидается благоприятная погодная обстановка – днем положительные температуры, а ночью – отрицательные. «При таких условиях таяние снежного покрова происходит равномерно, что вселяет осторожный оптимизм в ожидании условий прохождения весеннего половодья», - заявил сегодня начальник ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Сергей Захаров во время заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности РТ на тему: «О готовности к весеннему половодью».
Заседание прошло под председательством первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Рустама Нигматуллина, с участием временно исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Ирека Кадамова.
В КЧСиПБ РТ принимали также участие члены КЧС Республики Татарстан и приглашенные руководители органов исполнительной власти, а также, в режиме видеоконференцсвязи, председатели и члены комиссий городских округов и муниципальных районов, руководители органов местного самоуправления и организаций.
Открывая заседание, Рустам Нигматуллин напомнил, что пока прогнозы на предстоящий весенний паводок 2024 года - тревожные.
- В этом году, скорее всего, паводок будет мощным: снега зимой выпало больше климатической нормы. Если весна будет дружной, то вода, возможно, поднимется до рекордно высоких отметок, что может повлечь за собой серьезные экономические и социальные последствия.
Анализ прохождения весеннего половодья прошлых лет выявил наличие проблемных вопросов, связанных с неудовлетворительным состоянием гидротехнических сооружений, необходимостью проведения мероприятий по очистке и спрямлению русел рек, берегоукрепительных и дноуглубительных работ.
Распоряжениями республиканской Комиссии от 19 и 28 февраля, комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней, а также органам местного самоуправления и организациям было предложено обеспечить выполнение комплекса организационно-практических и контрольных мероприятий, направленных на предупреждение и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком.
При неблагоприятном сценарии развития весеннего половодья, в зону подтопления могут попасть 220 населенных пунктов в 39 муниципальных образованиях, с количеством проживающих 13 636 человек, 10 социально значимых объектов и 3 объекта экономики, 47 участков автомобильных дорог и 22 автомобильных моста.
Если вышеуказанные прогнозы будут сбываться, то мы предлагаем муниципальным районам переходить в режим повышенной готовности, а в случае начала подтоплений переходить в режим чрезвычайной ситуации немедленно.
В связи с этим на сегодняшнем заседании прошу выступающих дать оценку эффективности и достаточности проведенных мероприятий, а также определить задачи на ближайшее время до наступления половодья, - дал поручения первый заместитель Премьер-министра РТ, представив слово для доклада начальнику ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Сергею Захарову.
- В снежном покрове в этом году сосредоточены запасы воды, которые составляют 180 процентов от нормы, - начал доклад Сергей Захаров. - Это водозаборные поверхности рек Свияга, Кубня, Карла, то есть где низкие мостовые переходы. В Предкамье – это Балтасинский, Кукморский, Арский, Пестречинский, Мамадышский. Алькеевский. Елабужский районы. Запасы воды в снежном покрове здесь составляют 177 процентов от нормы. В Казани - 160 процентов от нормы, это водозборы рек Казанка, Меша, Шошма, Берсут, Анзирка, пойма реки Иж. Западное Закамье –это Аксубаевский, Алексеевский, Чистопольский, Нурлатский районы, где запасы воды в снеге составляют 158 процентов. Это бассейны рек Малый Черемшан, Актай, Малая Сульча. Восточно-Закамская зона – Мензелинский, Муслюмовский, Азнакаевский, Бугульминский, Актанышский, Бавлинский, Альметьевский районы, здесь запасы воды составляют 128 процентов от нормы. Это водозаборы рек Ик, Миля, Сюнь, Степной Зай, Шышма и Чуй.
Учитывая сложившуюся ситуацию в развитии весеннего половодья, вскрытие малых рек и формирование пиков паводковых моментов в республике ожидается на 7-8 дней позже средних многолетних дат, то есть во второй половине апреля.
Полное очищение поверхности Куйбышевского водохранилища ото льда ожидается с 22 апреля по 2 мая. Анализ сложившихся гидрометеорологических условий дает основание предполагать, что максимальный уровень воды, в условиях нормального развития весеннего половодья, на большинстве водотоков ожидается на 16-77см выше среднего многолетних максимальных значений уровня. Характер развития половодья, интенсивность пика будут напрямую зависеть от погодных условий в период снеготаяния. При дружном развитии весенних процессов могут достигнуть опасных отметок на реке Кубня, Карла, Берсут, Малый Черемшан, а также возникают риски подтопления поверхностными водами участков, населенных пунктов, которые подтопляются из года в год.
В ближайшее время на территории республики, как минимум в течение недели, ожидается благоприятная погодная обстановка – днем положительные температуры, а ночью – отрицательные. При таких условиях таяние снежного покрова происходит равномерно, что вселяет осторожный оптимизм в ожидании условий прохождения весеннего половодья, - заявил начальник ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Сергей Захаров.
Далее, с докладом о готовности к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и мерах по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением паводковой обстановки выступил исполняющий обязанности министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Николай Суржко.
- Правовой основой подготовки к паводку 2024 года стали: распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 01.06.2023 года № 16-23р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2024 года» и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.2024 № 48 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2024 года», - начал зачитывать доклад Николай Суржко.
- При подготовке к паводку 2024 года в республике в осенний период 2023 года выполнены следующие основные мероприятия:
- ремонт 38 гидротехнических сооружений;
- очистка русел рек и дноуглубление 148 участков, протяженностью свыше 106 км;
- берегоукрепительные работы 7 участков (свыше 11 км);
- спрямление русел рек 5 участков (свыше 9 км);
- другие мероприятия на 40 участках (свыше 14 км);
- установка, ремонт, очистка водопропускных труб свыше 10 тыс. единиц.
Общая сумма затрат составила порядка 988 млн. рублей.
Разработан оперативный План «Паводок», как на республиканском уровне, так и в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан.
Разработаны и утверждены планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения. Спланировано около 158 ПВР вместимостью свыше 41 тыс. человек.
Для выполнения противопаводковых мероприятий создана группировка сил и средств численностью свыше 19 тыс. человек и более 4 тыс. единиц техники, 124 единицы плавсредств. Для воздушной разведки запланировано применение 4 ед. авиационной техники, 3 БПЛА.
Объем созданных резервов материальных ресурсов Республики Татарстан составляет свыше 380 млн. рублей, финансовых ресурсов около 13 млрд. рублей.
Спланировано к проведению 45 мероприятий оперативной подготовки (по состоянию на 15 марта проведено 11 мероприятий).
На территории Республики Татарстан функционируют 35 стационарных гидрологических постов от ФГБУ «УГМС Республики Татарстан».
Распоряжением Комиссии Республики Татарстан от 19.02.2024 № 07-24р комиссиям муниципальных образований предложено организовать 113 гидропостов временной наблюдательной сети на реках и прудах республики для контроля уровней воды.
25 населенных пунктов (в 20 районах), подверженных затоплению, включены в границы зон экстренного оповещения населения.
Особое внимание при подготовке к паводку в 2024 году уделялось организации взаимодействия с районными КЧС. В ходе заслушивания проведен анализ состояния в муниципальных образованиях наиболее важных вопросов таких как: обеспечение безопасности мостов, участков автомобильных дорог, ГТС и объектов жилищно-коммунального хозяйства, организация мониторинга работы предприятий, очистных сооружений, мест водозабора, наличие зон экзогенных процессов, организация работы по добровольному страхованию.
Результаты заслушивания позволили выявить наиболее проблемные вопросы, которые могут стать причинами возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций в республике в ходе прохождения весеннего половодья.
Особо отмечено, что в этом году необходимо тщательно проанализировать складывающуюся обстановку и спланировать свою работу по самому неблагоприятному сценарию.
На основании полученного от ФГБУ «УГМС Республики Татарстан» прогноза специалистами ЦУКС будет подготовлен детальный прогноз по каждому населенному пункту, где мы будем прогнозировать конкретные подтопления. Информация будет доведена до районов до начала паводка.
В этой связи, в соответствии с распоряжением КЧСиПБ РТ от 28.02.2024 г. № 08-24р, в муниципалитетах проведены дополнительные противопаводковые мероприятия, а именно: активизация работ по уборке снега с крыш и вывозу снега с территорий населенных пунктов, попадающих в зону возможного затопления (подтопления), и участков подверженных опасным экзогенным геологическим процессам, а также других мероприятий, направленных на предупреждение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего половодья и паводка 2024 года.
Основополагающим значением, влияющим на прохождение паводка на малых реках республики, является снижение затороопасности на водных участках. Одним из действенных и самых дешевых средств борьбы с ледовыми заторами является чернение и распиловка льда, что поможет значительно сократить риски вблизи мостовых переходов, а также на затороопасных участках.
На водных объектах республики имеется 61 затороопасный участок. В целях предупреждения образования и ликвидации ледовых заторов согласно распоряжению КЧСиПБ РТ №07-24 р от 19.02.2024 г. проводятся мероприятия по чернению льда, а также ряд других работ. По отношению к прошлогодним значениям отмечается отрицательная динамика по выполнению мероприятий в районах.
В целом, работы по чернению льда проведены в 8 районах на 26 участках (в том числе на 5 затороопасных участках) общей протяженностью около 4,54 км. Объем выполненных работ по чернению затороопасных участков от необходимого количества составляет всего лишь 8 %, что является крайне недостаточным.
Распиловка льда не проводилась.
В 2024 году очищено более 5,7 тыс. водопропускных труб в 39 муниципальных образованиях, проведена расчистка подмостового пространства (свыше 23 км) в 16 муниципальных образованиях, расчистка русел рек (70 уч., свыше 12 км) в 4 муниципальных образованиях.
Мероприятия по подрыву льда будут выполняться исходя из оперативной обстановки при угрозе ЧС, в период вскрытия рек. Для проведения взрывных работ организовано взаимодействие с Центральным военным округом по назначению команды взрывников от Казанского танкового училища. Заявки на взрывные работы поступили от 15 районов на 15 водных объектов вблизи 31 населенного пункта.
На территории республики по данным муниципалитетов насчитывается 897 гидротехнических сооружений (из них 87 ГТС поднадзорных Ростехнадзору). В настоящее время подлежат ремонту 151 ГТС, из них 43 аварийных ГТС, 8 предаварийных ГТС, 12 разрушено.
В осенний период и до настоящего времени на территории 9 районов не спущено до безопасного зимнего уровня 16 ГТС, по которым должен быть установлен контроль.
На этих ГТС необходим ряд превентивных мероприятий - ввести круглосуточное дежурство в паводок, создать аварийный запас материалов, обеспечить поддержание гидравлического режима работы ГТС, провести очистку входной части водосброса, в случае угрозы прорыва плотины предусмотреть создание отводных каналов.
С каждым муниципальным образованием данные вопросы обсуждены. За данными ГТС назначены ответственные должностные лица. Обращаюсь к ОАО «ТК Татмелиорация» о взаимодействии с районами в целях организации водоотводных каналов на аварийных ГТС.
По данным органов местного самоуправления в республике насчитывается 40 бесхозяйных ГТС. Работа по закреплению собственников на данных ГТС продолжается. Закреплены лица, ответственные за их содержание. Вопрос взят на особый контроль.
К первоочередному проблемному вопросу в настоящее время можно отнести необходимость включения в целевые программы мероприятий по капитальному ремонту следующих ГТС:
1 ГТС в с. Шаршада Агрызского района
1 ГТС в н.п. Верхнее Яхшеево Актанышского района
2 ГТС в с. Большие Тиганы и с. Степная Шентала Алексеевского района
1 ГТС н.п. Юлтимирово Лениногорского района
2 ГТС с. Калиновка (Пруд № 2 Водоток- р. Старая), ГТС с. Верхняя Уратьма (Пруд № 1 Водоток - р.Тетвелька) Нижнекамского района
2 ГТС с. Слобода Екатерининская и с. Акбуре №3 Новошешминского района
2 ГТС д. Урняк, с. Селенгуши Нурлатского района
1 ГТС в п. Куюки (пруд №1) Пестречинского района
1 ГТС с. Никольское Спасского района
3 ГТС у н.п. Никошновка, Малая Шильна и Игенче Тукаевского района
1 ГТС с. Старое Иванаево Чистопольского района
Комплекса инженерной защиты пгт. Васильево Зеленодольского района
Комплекса ГТС инженерной защиты города Казани
Следующий проблемный вопрос связан с мостами и дорогами:
В настоящее время в 17 районах требуется ремонт 48 и строительство 4 мостов.
В программу первоочередных мероприятий по ремонту дорог и мостов необходимо включить:
1. Ремонт дороги через р. Казанка в н.п. Качелино Арского районе, участок которой ежегодно подтапливается. Проектом предусмотрено строительство автомобильной дороги и моста. Однако до настоящего времени данный проект не реализован.
2. Строительство мостовых переходов на р. Берсут, соединяющих с. Усали с н.п. Теплое Болото Мамадышского района, подверженных подтоплению.
3. Капитальный ремонт (либо строительство) моста через реку Б. Черемшан вблизи н.п. Урняк в Нурлатском районе, который ежегодно подтапливается.
4. Строительство моста через р. Малая Меша у н.п. Екатериновка в Тюлячинском районе для увеличения пропускной способности трубы, где ежегодно подтапливается дорога.
5. Строительство мостового перехода через реку Шакян, соединяющей ул. Овражная и Центральная в д. Бишалабы Камско-Устьинского района, которая во время паводка отрезается от транспортного сообщения.
Эти вопросы озвучиваются ежегодно, но не решены до настоящего времени. Прошу муниципалитеты взять на особый контроль их реализацию.
По данным докладов муниципальных образований может прерваться прямое транспортное сообщение с населенными пунктами в 7 районах:
- с.Терси Агрызского района при таянии снега с уровнем воды свыше 1,8 метров в зону возможного подтопления попадает ул. Набережная, без транспортного сообщения может остаться: жилых домов -14, с населением 34 человек, в том числе 5 детей, 3 маломобильных граждан.
- с. Черки-Кильдуразы Буинского района в период затопления низководного моста временно прерывается автомобильное сообщение с. Черки-Бибкеево. В селе остаются от 4 до 7 человек (пенсионеры, один из них инвалид 3 группы). Все они заблаговременно обеспечиваются медицинской помощью, лекарствами, продуктами питания.
- д. Байкал Высокогорского района, где вопросы жизнеобеспечения населения решены, создаются запасы товаров первой необходимости. Населённый пункт обеспечен переносными пожарными мотопомпами и запасом пожарных рукавов, предусмотрено дежурство пожарной техники ОП ППС «Бирюли».
- с. Слобода Архангельская Новошешминского района при подтоплении низководного автомобильного моста. Население переходит по навесному мосту, на данном мосту организуется дежурство специальной техники, перевозящей продукты питания в торговые точки, сотрудников скорой помощи для оказания медицинской помощи населению. При необходимости организуется дежурство пожарной техники ОП ППС РТ с. Ерыклы.
- д. Урняк Нурлатского района (63 дворов, с численностью населения 127 человек, из них 15 детей, старше 60 лет - 52 чел.). Пополнен запас продуктов, медикаментов и будет передислоцирован трактор с емкостью и мотопомпой. Объездной дороги с твердым покрытием нет, имеется проселочная дорога. Вопросы жизнеобеспечения населения решены.
- с. Екатериновка Тюлячинского района, при затоплении дороги, на данном участке имеется пешеходный мост, который в зону затопления не попадает. Необходимо также предусмотреть меры по обеспечению пожарной безопасности, медикаментами, продуктами питания населения.
- д. Бишалабы Камско-Устьинского района при паводке в зону подтопления попадает 11 домов и придомовых территорий полностью оторваны от сообщения с центральной автодорогой. Население заблаговременно заготавливает продукты питания, устанавливается плав. средство (ПВХ-лодка) для доставки средств первой необходимости.
Прошу руководителей районов, имеющих на своих территориях населённые пункты, с которыми прерывается сообщение, принять все возможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки.
Следующий вопрос – это необходимость очистки и спрямления русел рек, дноуглубления и берегоукрепления. Выявлена необходимость проведения очистки русел рек в 17 районах. Руслоспрямление необходимо провести в 16 районах. Берегоукрепительные мероприятия требуются в 19 районах, отмеченных на слайде. Дноуглубление водных объектов необходимо в 10 районах республики.
Следующий проблемный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, - это активизация развития опасных экзогенных геологических процессов в виде подмыва и разрушения берегов, оползней, которую следует ожидать в период весеннего половодья, особенно при быстром сходе снежного покрова и высоком подъеме уровня рек, ручьев.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций прошу руководителей районов, имеющих на своих территориях подобные проблемы, организовать работу по вывозу снега с данных участков для максимальной разгрузки поверхностного стока от талых вод. Также одним из наиболее эффективных способов защиты является добровольное страхование домовладений.
Уважаемый Рустам Камильевич! Коллеги!
Завершая свое выступление, я хочу обратить внимание руководителей муниципальных образований на решение следующих задач:
Организационные вопросы:
1. Провести заслушивание руководителей жилищно-коммунальных, дорожных, энергетических, медицинских предприятий и организаций муниципальных образований по выявленным проблемным вопросам, озвученным в докладе.
2. Завершить проведение учений и тренировок по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного прохождения половодья до начала весеннего половодья, учитывая специфику и «болевые точки» района, а также особенности паводка текущего года.
3. Министерству экологии и природных ресурсов РТ продолжить работу с районами по включению необходимых противопаводковых работ, в перечень водоохранных мероприятий и перечень по ремонту ГТС на 2024-2025 гг. в рамках целевых программ (независимо от расчета возможного ущерба).
4. Минземимуществу РТ продолжить работу с районами по закреплению собственников за бесхозяйными ГТС.
5. Министерству транспорта и дорожного хозяйства:
оказать содействие районам по вопросу организации работ в части финансирования ремонта мостов и автодорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
организовать комплекс организационных и превентивных мероприятий по обеспечению безопасности на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся под угрозой подтопления.
6. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» организовать комплекс организационных и превентивных мероприятий по обеспечению безопасности на участках автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них, наиболее подверженных опасности подтопления при прохождении паводка 2024 года.
7. Председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований организовать комплекс мероприятий по:
тщательной организации мероприятий по эвакуации граждан и сельскохозяйственных животных из зон затопления, жизнеобеспечению граждан в пунктах временного размещения, обеспечению пунктов временного размещения сельскохозяйственных животных кормами;
созданию запасов обеззараживающих средств при подтоплении источников водоснабжения и придомовых канализаций частных домовладений;
доведению информации до населения о необходимости на территории частных домовладений заблаговременной подготовки мест (вторых этажей при наличии) для размещения материальных ценностей при угрозе подтопления.
информированию граждан (под роспись) о необходимости добровольного страхования домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и экзогенных геологических процессов;
взаимодействию с ОАО ТК «Татмелиорация» по вопросу проведения превентивных мероприятий, связанных с устройством водоотводных каналов, либо вскрытия дамбы при угрозе прорыва на не спущенных до безопасного уровня (до 70 процентов) гидротехнических сооружениях;
созданию в муниципальных образованиях комиссии по обследованию ГТС, перечень которых будет направлен дополнительно, с включением в комиссии собственников ГТС, представителей территориальных отделов Приволжского управления Ростехнадзора, а также отдела реализации полномочий в области ГО по муниципальным образованиям МЧС Республики Татарстан и начальников ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Татарстан (проект распоряжения на рассмотрении в КМ РТ);
8. Муниципальным образованиям, рассмотреть возможность, с учетом прогноза паводковой обстановки в 3 декаде марта 2024 года, перевода территориальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим функционирования «Повышенная готовность».
По кругу практических мероприятий:
9. До начала прохождения весеннего половодья провести мероприятия по чернению и распиловке льда в зонах затороопасных участков водных объектов республики, расчистку опор подмостового пространства и водопропускных труб, расчистку русел рек, очистку оголовков аварийных водосбросов ото льда, снега и мусора всех ГТС независимо от их технического состояния и форм собственности.
10. Обеспечить:
- функционирование временной наблюдательной сети (гидрологических постов) на водных объектах республики, а также потенциально опасных, аварийных и предаварийных ГТС;
- контроль за состоянием аварийных и предаварийных ГТС и ГТС с незарегистрированными формами собственности, закрепить за ними ответственных должностных лиц;
- вывоз снега с участков населенных пунктов, подверженных опасным экзогенным геологическим процессам и с территорий, подверженных подтоплению;
- отвод талых вод от жилых зданий и объектов систем жизнеобеспечения населения, попадающих в зоны возможного подтопления;
- помощь одиноким престарелым гражданам, многодетным семьям и другим социально нуждающимся лицам по уборке снега и устройству водоотводных канав на территории, а также вблизи частных домовладений, попадающих в зоны возможного подтопления и относящимся к участкам подверженным экзогенным геологическим процессам, - завершил выступление исполняющий обязанности министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Николай Суржко.
Информацию о защите дорог и мостовых переходов от воздействия паводка 2024 года представил начальник управления автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Олег Казеннов. Он сообщил, что дорожники 17 марта должны завершить все работы по очистке водопропускных труб и мостовых переходов.
На заседании также выступили заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Алмаз Тугушев, представивший информацию о деятельности Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада в марте 2024 года, и заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов - с докладом о противопаводковых мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Свои проблемные вопросы озвучили также руководители Исполкомов г. Казани, Верхнеуслонского и Пестречинского муниципальных районов.
Подводя итоги заседания КЧС и ПБ РТ, Рустам Нигматуллин напомнил, что готовиться к паводковому периоду необходимо заранее, когда еще не сошел снег и не растаял лед, чтобы своевременно обнаружить и ликвидировать навалы древесной растительности, убрать мусор, проверить перепускные трубы и коллекторы.
- Это должно носить системный характер. Прошу всех должностных лиц местного самоуправления, оперативным службам министерств и ведомств, задействованным в противопаводковых мероприятиях, осуществлять ежесуточный мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах. Обеспечить постоянное прохождение информации от стационарных и временных гидропостов.
Требую: руководителям муниципальных образований в период подготовки к паводку уточнить запасы финансовых и материальных ресурсов, на затороопасных участках рек провести работы по ослаблению ледовых полей путем распиловки или зачернения льда, а также проверить работоспособность речевых сиренных установок в зонах экстренного оповещения населения подверженных подтоплению.
Созданной группировке сил и средств быть готовой к переходу в высшие степени готовности в соответствии с существующими нормативами, отметил первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан.