В период межсезонья и ледостава возрастают риски происшествий с маломерными судами

3 ноября 2023 г., пятница

Об этом рассказал представителям городских и республиканских средств массовой информации главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Татарстан Юрий Венедиктов во время брифинга, который состоялся сегодня в информационном агентстве «Татар-информ»

В начале своего выступления Юрий Венедиктов озвучил итоги купального сезона, который завершился в конце лета. За купальный сезон этого года зарегистрированы 62 происшествия, погибли 52 человека, в том числе 6 детей, спасен 31 человек, в том числе 11 детей.

За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 71 происшествие, погибли 57 человек, в том числе 9 детей, спасены 50 человек, в том числе 3 детей.

Основной причиной гибели людей в летний период является купание в не оборудованных спасательными постами местах, поэтому продолжалась совместная с муниципальными образованиями работа по увеличению количества оборудованных по требованиям безопасности мест купания - пляжей. В купальном сезоне 2023 года задекларированы 56 пляжей, это на 8 больше прошлого года. 10 мест массового отдыха населения около водных объектов были оснащены спасательными постами.

В рамках реализации мероприятий национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму в 2023 году проведен конкурс по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий из бюджета Республики Татарстан в целях финансового обеспечения части их затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры на территории Республики Татарстан.

По результатам проведенного конкурса реализуются 22 проекта, которыми предусматривается создание и развитие пляжей на берегах рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов в 13 районах республики.

При этом 7 пляжей (проектов) функционировали уже в купальном сезоне 2023 года, соответственно в купальном сезоне 2024 года запланировано увеличение еще на 15 пляжей (общее количество - 71 пляж).

Далее спикер МЧС озвучил общую обстановку на водных объектах республики с начала 2023 года.

С начала года на водных объектах зарегистрированы 94 происшествия, погибли 69 человек, в том числе 8 детей, спасены 67 человек, в том числе 11 детей. За аналогичный период прошлого года зарегистрированы 107 происшествий, в результате погиб 81 человек, в том числе 9 детей, спасены 104 человека, в том числе 11 детей.

Основные причины происшествий на воде:

- из-за купания в необорудованном месте с начала купального сезона погибли 43 человека, в том числе 8 детей, спасены 8 человек, в том числе 2 детей;

- из-за падения в воду погибли 20 человек (в том числе 2 человека упали с сап-борда), спасены 4 человека.

- по причине недостаточного контроля со стороны родителей и отсутствия хороших навыков плавания с начала года погибли 8 детей, спасены 12 детей.

Далее Юрий Венедиктов напомнил о правилах навигации, потому что в республике она еще не закрыта. Согласно требованиям правил пользования водными объектами, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2007 г. № 562, для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан плавание маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава.

Начало снятия навигационной (плавучей) обстановки на р. Кама запланировано на 10-12 ноября, на р. Волга - на 21 ноября (по данным ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей»).

Население и сейчас использует маломерные суда, в основном для рыбной ловли, как правило, в этот период активизируется клев хищных пород – судак, щука.

Но в период межсезонья повышаются и риски происшествий с маломерными судами. Из-за ветра, порою шквалистого, высокой волны, понижения температуры воды (ежедневно температура воды уменьшается) и при падении с маломерного судна возрастает риск гибели от переохлаждения. Сейчас температура воды уже около 5 градусов. Также короткий световой день и, конечно, несоблюдение элементарных мер безопасности на воде – все это может привести к трагедии на воде.

Ежегодно, регистрируются случаи с маломерными судами, связанные с падением во время движения из-за нарушения правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия. Так, в текущем году зарегистрировано 6 происшествий с маломерными судами, погибли 5 человек, спасены 4 человека.

Главный госинспектор по маломерным судам Республики Татарстан отметил, что трагических происшествий было бы меньше, если бы люди были в спасательных жилетах. Основа безопасности – спасательный жилет.

Согласно Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487), которые вступили в силу в текущем году: лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно, а также дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений, должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства, а также применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту подлежащего регистрации маломерного судна. Если же жилет на борту есть, но не надет во время движения при условиях, указанных в Правилах, а также за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда и при их высадке штраф по ст.11.10 КоАП РФ составит на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей - только на судоводителя.

Что отличает правильный спасательный жилет:

-это наличие подголовника, который в экстренной ситуации поднимет голову над водою человеку без сознания. Это брасс - лямки внизу жилета, которые застегиваются между ног. Они не дадут выскользнуть из жилета даже самому юному и маленькому рыбаку.

-это правильно распределенная плавучесть жилета - когда он как палочка - выручалочка сам будет переворачивать человека в воде лицом вверх спиною вниз (чтобы человек не захлебнулся, находясь бессознательном состоянии). Спасательный жилет должен быть яркого/сигнального цвета, чтобы человека было видно на воде издалека. Обратите внимание при покупке - на хорошем жилете всегда должна присутствовать сертификация в виде шильдика с указанием ГОСТа и прочей информации.

Еще одним условием безопасности на судне является чека безопасности. Это не просто приложение для лодочного мотора, это необходимая вещь, которую нужно всегда надевать на руку или цеплять за одежду, независимо от опыта и умения судоводителя. Вода бывает внезапно опасна, а сейчас отметка на Волге на уровне 50 м - мели, волна, ветер. Падение за борт приводит к тому, что мотор не глохнет и лодка уезжает от хозяина. Рекомендуем судоводителям передвигаться только в проверенных местах, а на незнакомых участках акватории двигаться на пониженной скорости и пользоваться эхолотом.

Третье условие безопасности – соблюдение требований, относящихся к сигнальным огням. Если судно ими не оборудовано, судоводитель с наступлением темного времени суток должен прекратить его использование. А суда, не подлежащие регистрации, как правило, такими огнями не оборудуются.

Согласно части 2 статьи 11.7 КоАП РФ — это нарушение влечет за собой предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

В целом в рамках государственного надзора за маломерными судами в период навигации в этом году выявлены 1196 нарушений (АППГ - 1195) из них:

-495 судоводителей не обеспечили собственную безопасность и безопасность пассажиров - отсутствовали спасательные жилеты,

- 450 судоводителей нарушили правила плавания,

- 70 судоводителей управляли маломерным судном, не прошедшим техническое освидетельствование,

Также Юрий Венедиктов напомнил о новых Правилах государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и форме судового билета, утвержденных Приказом МЧС России от 27.07.2023 № 777 и которые вступили в силу 8 сентября 2023 г.

Правила регистрации дополнены пунктом 30, устанавливающим основа-ния для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов,а именно:

а) заявление собственника или его уполномоченного представителя об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов (в случае пере-хода маломерного судна в другой реестр судов; маломерное судно не подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов);

б) маломерное судно погибло, конструктивно погибло, пропало без вести или утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.

Маломерное судно подлежит исключению из реестра маломерных судов на основании заявления в двух случаях:

1. Переход маломерного судна в другой реестр судов.

В случае исключения маломерного судна из реестра маломерных судов в целях его использования в коммерческих целях собственником в соответствии с пунктом 24 Административного регламента дополнительно представляется за-ключение о результатах идентификации и осмотра судна или акт освидетель-ствования, выданный ФАУ «Российское Классификационное Общество».

В случае вывоза маломерного судна с территории Российской Федерации маломерное судно также подлежит исключению по вышеуказанному основанию.

Собственником дополнительно представляется таможенная декларация по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации (в государство, не являющееся членом Таможенного союза) или иной документ, подтвер-ждающий вывоз маломерного судна за пределы Российской Федерации (в госу-дарство, являющееся членом Таможенного союза).

2. Маломерное судно не подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов.

Согласно пункту 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пункту 1.1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации не подлежат государственной регистрации:

- шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна,

- суда массой до 200 килограммов включительно

и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно,

- спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха,

- беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Поэтому хотел бы акцентировать внимание владельцев маломерных судов на необходимость исключения из Реестра маломерных судов, не подлежащих регистрации, так как зарегистрированное в Реестре маломерных судов плавучее средство является объектом налогообложения. Снятие проводится беспошлинно, по письменному обращению в подразделение ГИМС.

И если такое судно зарегистрировано, то необходимо 1 раз в 5 лет проходить освидетельствование маломерного судна. В случае отсутствия очередного освидетельствования судоводитель зарегистрированного судна будет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.8 КоАП РФ, в соответствии с которым предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

После понижения температуры воздуха и температуры воды до 3-4 градусов начнется процесс ледообразования, а на отмелях заливов появятся ледовые закраины. Соответственно, на внутренних водоемах плавание маломерных судов необходимо завершить и провести своевременно консервационные работы по переводу судов на зимнее хранение.

Для контроля обстановки в местах массового выхода населения на лед (любителей подледного лова рыбы), с начала периода ледостава на водных объектах республики ежегодно выставляются 10 круглосуточных спасательных постов с применением судов на воздушной подушке.

Ежегодно в зимний период на контроле около 100 мест массового выхода людей на лед, максимальная общая численность рыбаков составляет десятки тысяч людей. Данные посты будут действовать до установления прочного ледяного покрова.

В целях профилактики происшествий связанных с выходом на тонкий лед с началом ледостава в каждом муниципальном образовании будет организована работа сводных мобильных патрульных групп, которые проводят ежедневные патрулирования водоемов где есть риск выхода рыбаков на лед, это как и заливы рек, так и водоемы расположенные на территории сельских местностей.

Основная цель данных патрульных групп — это проведение профилактических бесед, разъяснительной работы об опасности выхода на тонкий лед, установление на опасных участках запрещающих предупреждающих аншлагов. А также в случае выявления выхода на лед толщиной менее 7 см представители органов местного самоуправления, которые входят в состав данных патрульных групп, уполномочены привлекать к административной ответственности по ст. 3.10 КоАП РТ, которым предусмотрено - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. Так, ежегодно за выход на лед менее 7 см к административной ответственности привлекаются от 20 до 60 человек.

Любителям подледного лова рыбы, необходимо помнить, что при попадании человека в холодную воду, время идет не на минуты, а на секунды. А для прибытия самого ближайшего спасательного поста необходимо время.

Поэтому следует понимать, прочный безопасный лед еще не успел сформироваться. Необходимо дождаться становления крепкого прочного льда более 10 см. А для катания на коньках не менее 12 см.

При этом, нужно понимать, что лед формируется на разных участках водоема по-разному. Гарантировано безопасного льда не существует. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах кустов, камыша. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. На больших водоемах, реках большие массы воды в глубоких местах остывает медленнее, чем на мелководье и лед нарастает неравномерно.

Безопасным для перехода пешеходов является прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков и толщиной не менее 7 сантиметров. Молочный, белого или матового цвета лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок во время обильного снегопада. Такой лед может проломиться без предостерегающего потрескивания. К примеру, такая структура льда местами имеется на р. Меша.

В целом даже в зимний период при выходе на лед, когда уже процесс ледообразования на водоемах будет завершен, нужно понимать, что под воздействием нагрузок и течения лед постоянно подвергается деформации. Так появляются трещины, толщина льда везде разная, не однородная, имеются полыньи. Т.е. при выходе даже в зимний период на лед, всегда нужно понимать о наличии опасности.

– не отправляться на рыбалку в одиночку – тонущий человек неспособен вызвать помощь – он борется за свою жизнь!

– проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой – лучше сбоку;

– не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

– не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри – самый непрочный лед;

– не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами, или открытой водой – возможны отрывы льда!

– быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода; если вода не заполняет лунку – лед провис!

– обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску, шипы, гвозди или нож);

– не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.

Выезд на лед вне ледовых переправ запрещен.

В зимний период запланировано открытие 4 ледовых переправ по следующим маршрутам:

- Верхнеуслонский муниципальный район: н.п. Ст. Аракчино - н.п. Верхний Услон;

- Зеленодольский муниципальный район: г. Зеленодольск - н.п. Нижние Вязовые;

- Мамадышский муниципальный район: с. Соколки - н.п. Новозакамский;

- Елабужский муниципальный район: с. Покровское - н.п. Красный ключ.

Соответствующее распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан «Об обеспечении безопасности жизни людей при пользовании ледовыми переправами на водных объектах Республики Татарстан» принято.

Согласно Правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 30.09.2020 № 731) правообладатель объекта в подразделение ГИМС МЧС России не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты начала эксплуатации объекта предоставляет заявление - декларацию.

  Практика показывает, что морозы и ледостав всегда наступают неожиданно.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International