Специфика психологической работы с участниками СВО и членами их семей в республиканском центре реабилитации МЧС РТ им. Ш. С. Каратая

2 сентября 2025 г., вторник

Ситуация боевых действий, несущая угрозу жизни и здоровью, является экстремальной для человека и требует сложной адаптации. Это касается как участников СВО, так и членов их семей. Особенности психологического состояния участников СВО зависят от основных стресс-факторов, которым они подвергаются:

- физиологические факторы воздействия - недосыпание, обезвоживание, недоедание, усталость, заболевания или ранения, употребление табака, алкоголя, кофеина и т.д.;

- факторы среды и обитания – холод, жара, вибрация, шум, взрывы, вспышки, темнота, труднодоступная и незнакомая местность и т.д.;

- когнитивные факторы – избыток или недостаток информации, неопределенность и непредсказуемость ситуации, ограничения во времени, необходимость принятия сложных решений и т.д.;

- эмоциональные факторы – страх и угроза смерти, ранений, потерь, обида, гнев, ярость, разочарование, чувство вины, несправедливость, необходимость убивать и т.д.

         Поэтому почти у всех участников СВО неизбежно в той или иной мере наблюдаются негативные изменения в физическом и психическом состоянии, а также в уровне и качестве социальной активности.

В республиканском центре реабилитации МЧС РТ им. Ш. С. Каратая (далее - Центр) с момента начала СВО прошли реабилитацию более 100 участников спецоперации. Во время первичного психологического консультирования у бойца СВО встречаются как неопрятный внешний вид, размашистые движения, внезапная смена настроения, повышенная настороженность и раздражительность, категоричность высказываний, так и избегание зрительного и речевого контакта, пассивность в диалоге, заторможенность и т.д. Многие из них злоупотребляют алкоголем после возвращения с военных действий, чтобы заглушить ту боль и те воспоминания, которые постоянно всплывают в их памяти.

Это происходит и потому, что вернувшийся боец утратил веру в значимость своей социальной роли в мирное время, испытывает чувство растерянности – «если я не воин, то кто?» Многие не могут найти ответ на этот вопрос и вновь стремятся уехать воевать.

Часто от них можно слышать, что «вы нас никогда не поймёте, потому что там вас не было»…

Чувство вины – частый спутник психологического состояния участника СВО, проходящего реабилитацию в Центре. Вина за то, что не смог вовремя помочь, сказать, уберечь, спасти своего сослуживца…

Более трех лет ведётся психологическая работа с участниками СВО в Центре. Мужские слёзы в кабинете психолога – частое явление. Страдает не только душа, но и тело. Большой процент вернувшихся с СВО с минно-взрывными травмами, осколочными ранениями. Нередко можно увидеть проходящего по коридорам Центра хромающего мужчину без ноги, на костылях. Специальная военная операция оказывает влияние не только на непосредственных участников боевых действий, но также и на членов их семей. Они сталкиваются с целым комплексом психологических проблем, связанных с переживанием тревоги, страха за жизнь близких, потерей чувства безопасности и нарушением привычного образа жизни. 

         С одной стороны, произошли изменения в структуре семьи, требующие перераспределения ролей, привычного уклада жизни семьи, отказа от ближайших семейных планов и целей. С другой, члены семьи оказались в ситуации постоянной тревоги и страха за жизнь близкого, неопределенности будущего и необходимостью совладания с длительным стрессом в настоящем.

         Эти факторы негативно влияют на жизнь всех членов семьи: может нарушаться коммуникация в детско-родительских отношениях, активизируются психосоматические заболевания, возникает апатия, эмоциональное истощение и депрессивное состояние.

         Как показывает практика, многие семьи участников СВО нуждаются в психологической поддержке и консультировании, так как длительный период СВО значительно меняет психологическое состояние семьи. Меняется эмоционально-психологическое состояние женщины на фоне постоянной тревоги, а в социальном плане она получает дополнительную нагрузку в виде решения бытовых вопросов, которые раньше выполнял супруг или они выполняли вместе.

         С 2022 по 2025 год в Центре прошли курс реабилитации более 40 родителей и вдов погибших участников СВО. Почти у каждого из них отмечается пролонгированная (длительная) депрессивная реакция. Члены семьи находятся в состоянии горя и утраты. Многим приходится проходить процедуру опознания тела погибшего родственника через ДНК. Факт того, что родственники не видели тела погибшего, затягивает и усложняет процесс горевания, дает ложную надежду родным, что их родственник до сих пор может быть живым.

Выделяются некоторые особенности в работе с семьями участников СВО.

Семья ждёт участника СВО:

- меняется структура семьи и семейные правила;

- меняется отношение к происходящему, к себе, к образу отца;

- меняется реакция второго родителя и ребенка/детей на себя и окружающих;

Участник СВО погиб:

- реакция горя;

- изменение образа будущей жизни;

- реакция на изменение состояния других членов семьи и на отношение окружающих;

Участник СВО пропал без вести:

- высокий уровень неопределенности и тревоги;

- неизвестность становится травмирующим фактором;

- поиск информации;

- формирование образа и судьбы пропавшего члена семьи;

- реакция на изменение состояния других членов семьи и на отношение окружающих;

Психологическая работа в Центре с участниками СВО и членами их семей включает в себя несколько направлений:

- информирование о происходящих изменениях и влиянии событий на эмоциональное и физическое состояние. Психологом предоставляется информация о влиянии стресса и особенностях его протекания, роли неопределенности в переживании во время ожидания бойца, как эмоциональное состояние влияет на отношения с детьми и окружающими людьми, как действует на бойца нахождение в боевой обстановке, как происходит адаптация к мирной жизни, как протекает горевание, что такое посттравматическое стрессовое расстройство и т.д.

 - обучение навыкам стабилизации эмоционального состояния, саморегуляции, планирования и распределения жизненных приоритетов. Здесь активно используются дыхательные упражнения, техники из телесно-ориентированной и арт-терапии, когнитивно-поведенческого направления и т.д.

- поиск и активизация личностных ресурсов и ресурсов семьи. Нахождение и построение многофакторной системы поддержки семьи, как в период ожидания участника СВО, так и при работе с горем, с родственниками пропавших без вести, а также при работе с самим бойцом.

- эмоциональная поддержка. Осуществляется на всех этапах работы и является важнейшей задачей в работе с человеком, проживающим кризис.

         Своевременное выявление проблем, применение разнообразных форм работы, оперативное решение вопросов являются ключевыми факторами успеха в оказании психологической помощи как участникам СВО, так и членам их семей. Только комплексный подход способен обеспечить эффективность такой работы.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International