Сегодня заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин провёл заседание межведомственной комиссии по вопросам развития систем аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город».
Мероприятие прошло в режиме видеоконференции. От Республики Татарстан в заседании приняли участие Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, первый заместитель начальника Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РТ Тахир Каримуллин, секретарь Совета Безопасности РТ Айрат Шафигуллин, главный федеральный инспектор по РТ Ренат Тимерзянов, руководители республиканских министерств и ведомств.
В Казани трансляция была организована из ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по РТ» (Казань, ул. Яруллина, 1).
Открывая заседание, Дмитрий Рогозин отметил, что на сегодняшний день риски возникновения кризисных ситуаций серьезно возросли, особенно с учетом внешнеполитической обстановки.
«В этой связи возросла потребность в активизации систем РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и АПК «Безопасный город», которые являются базовыми инструментами для реагирования на возникающие внештатные ситуации», - считает вице-премьер РФ.
По мнению Дмитрия Рогозина, все сегменты «Безопасного города» необходимо внедрить во всех субъектах России до 2020 года, получив в результате не только более высокий уровень контроля любых кризисных ситуаций, но и полноценную систему их предупреждения.
Для справки:
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» предназначен для повышения уровня общественной безопасности и безопасности среды обитания за счет создания комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг и предупреждение возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем различных организаций (дежурных, диспетчерских, муниципальных служб) с обеспечением их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Реализация единого системного подхода к обеспечению комплексной безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции урбанизации, является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации.
Республика Татарстан – один из динамично развивающихся регионов России с высоким потенциалом в вопросах обеспечения безопасности населения и территорий. Республиканская подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций доказала свою состоятельность. Правильно выбранная стратегия и расставленные приоритеты в области безопасности способствуют созданию условий для успешного и эффективного социально-экономического развития республики в целом.
Сегодня одним из значимых направлений повышения уровня безопасности является дальнейшее развитие органов управления РСЧС, а также органов власти и организаций, не входящих в РСЧС, за счёт информатизации процессов, что позволит существенно улучшить координацию деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач.
Безусловно, что такой регион, как Республика Татарстан, учитывая насыщенность опасными производственными объектами, плотность населения и геофизические условия, требует повышенного внимания к вопросам обеспечения безопасности.
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» - это совокупность высокотехнологичных комплексов средств автоматизации существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединённых для решения задач в сфере защиты населения и территории от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в рамках единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры.
В Республике Татарстан накоплен определенный положительный опыт по созданию элементов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Первые шаги мы сделали в 2004 году при подготовке к празднованию 1000-летия основания г. Казани. Что послужило хорошим опытом и позволило пойти дальше, и успешно провести 27-ю Всемирную летную Универсиаду 2013 года, XVI Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и многие другие международные мероприятия.
В целях реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город», утверждённой Распоряжением Правительства России от 3 декабря 2014 года № 2446-р, Распоряжением Кабинета Министров РТ от 20 марта 2015 года № 455-р образована межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем АПК технических средств «Безопасный город», которую возглавил первый заместитель Премьер-министра РТ Алексей Песошин, его заместителями назначены вице-премьер - министр связи и информатизации РТ Роман Шайхутдинов и глава МЧС Татарстана Рафис Хабибуллин.
Базовым уровнем как единой межведомственной информационной среды, так и уровнем построения и развития АПК «Безопасный город» является муниципальное образование.
Единая дежурно-диспетчерская служба – это орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. В пределах своих полномочий сорок четыре ЕДДС муниципальных образований Республики Татарстан взаимодействуют со всеми дежурно-диспетчерскими службами района независимо от форм собственности, по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС и происшествий.
В рамках государственной программы «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан до 2020 года» подготовлен и находится на согласовании проект подпрограммы «Построение и развитие АПК «Безопасный город» в Республике Татарстан на 2016-2020 гг.» с общим объемом финансирования 1 млрд. 749,5 млн. руб., в т.ч. за счёт средств республиканского бюджета - 1 млрд. 338,6 млн., средств бюджетов муниципальных образований – 410, 9 млн.
В современных условиях АПК «Безопасный город» будет являться главным инструментом ЕДДС и всей вертикали взаимодействующих органов повседневного управления, на базе которых создаётся инновационная комплексная информационная система, обеспечивающая прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий ЧС, правонарушений и происшествий на территории муниципального образования.
Таким образом, из разрозненных элементов создаётся единая интеграционная платформа, что позволит объединить поступающую информацию и её обработку, а также обеспечить более оперативное реагирование по направлениям деятельности различных компетентных служб.
А значит, сократить время реагирования, минимизировать ущерб, сэкономить значительные финансовые средства, сохранить жизни людей, и, тем самым, повысить уровень комплексной безопасности Республики Татарстан.
Информация
Архитектура реализуемых систем АПК "Безопасный город" в нашей республике строится на основе Концепции построения и развития АПК "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 2446-р.
Утверждена целевая программа «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Республике Татарстан на 2016-2020 годы» в качестве подпрограммы государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
Финансирование подпрограммы осуществляется путем перераспределения средств действующих государственных программ с общим объемом финансированием 1,3 млрд. рублей (постановление КМ РТ от 12.11.2015 № 849).
Согласно Методическим рекомендациям МЧС России по построению, внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город" и проведённому анализу в Республике Татарстан из 15 аппаратно-программных подсистем комплекса созданы 9, которые представлены на слайде (система оповещения населения, информирования населения, система 112, видеонаблюдения, мониторинга нарушений правил дорожного движения, пожарной сигнализации, позиционирования (ГЛОНАСС), видеоконференцсвязи, электронный документооборот).
Находятся в стадии реализации 4 подсистемы (система единого мониторинга, мониторинга ЖКХ, экологического мониторинга и лабораторного контроля).
Организована предварительная работа по созданию подсистем - экстренного вызова (SOS) и защиты информации.
Таким образом, в республике реализовано более 60 % от общего числа необходимых подсистем.
Мы прекрасно понимаем, что все эти системы необходимо вывести в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований нашей республики (далее - ЕДДС) и для этого выполнены все условия:
- созданы единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) с общей численностью 292 единиц;
- закуплено все необходимое оборудование на сумму более 53 млн. рублей;
- все ЕДДС муниципальных районов оснащены современными каналами связи с использованием оптоволоконных линий.
За прошедший год обеспечен вывод информации не только в ЕДДС, но и в заинтересованные министерства и ведомства, с таких систем как 112, система оповещения и информирования населения, позиционирование транспортных средств, видеонаблюдения. Работу в этом направлении мы продолжаем.
Учитывая, что вопросы безопасности являются одними из определяющих при принятии решения о готовности страны-организатора к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, в Татарстане создан Республиканский организационный комитет «Россия 2018» под председательством Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова (указ Президента Татарстана № УП-239 от 20.03.2013).
Объем финансирования Программы составляет 6 123,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 907,0 млн. рублей; бюджета Республики Татарстан - 1 686,2 млн. рублей; внебюджетных источников - 1 530,0 млн. рублей.
С учетом обеспечения комплексной безопасности в период подготовки и проведения спортивных мероприятий на всех объектах, запланированных для проведения чемпионата мира по футболу, уже установлены и функционируют системы видеонаблюдения и контроля доступа участников и зрителей на объекты с выводом информации в диспетчерские службы министерств и ведомств. Работы по интеграции других систем продолжаются.
Безусловно, есть и сложности при реализации «Безопасного города». Это отсутствие единых регламентов между федеральными, республиканскими и муниципальными органами. Слабое финансирование муниципальных образований. Длительное время согласования технических заданий на каждое муниципальное образование. Об этом более подробно говорили выступающие ранее.
C учётом накопленного опыта и созданных элементов «Безопасный город», часть из которых мы Вам продемонстрировали в 2015 году на выездном совещании в г. Казани, мы предлагаем реализовать в 2016 году пилот в четырех муниципальных образованиях с разным количеством населения (Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Иннополис) на условиях софинансирования (50х50) для дальнейшего внедрения положительного опыта и использования готовых решений в других субъектах РФ. Предпроектное обследование уже проведено совместно с сотрудниками ВНИИ ГОЧС и фирмы «Техносерв».
Свое выступление хочу закончить утверждением: "Сегодня мы работаем на Безопасный город, завтра он работает на нас!".