1. Сотрудники ГИМС стоят на страже безопасности на воде, контролируют состояние маломерных судов, места отдыха вблизи водоемов, зимнюю рыбалку и ледовые переправы. К сожалению, первые жертвы тонкого льда уже есть. Буквально, на прошлой неделе в Актанышском районе погибли двое мужчин. Как скоро любители рыбалки без опаски смогут выходить на лед. И если уж так получилось, как попытаться спасти себя или как помочь утопающему?
Ответ:
В осенне-зимний период во время понижения температуры окружающей среды до отрицательных значений, на водных объектах начинает образовываться ледяной покров. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лед, тем самым подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Следует знать, что:
- Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой воде.
В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произростания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней подряд, то прочность льда снижается на 25 %.
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, белого – прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лед ненадежен.
Необходимо выполнять следующие действия при проваливании под лед:
- Позвать на помощь.
-Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.
- Раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда,
-придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
- Попытаться осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ногу на лед. Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползти к берегу (при этом,
необходимо ползти в ту сторону, откуда Вы пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность).
- Доставить пострадавшего в теплое место. Оказать ему помощь: снять с него мокрую одежду, энергично растереть тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконной варежкой (шарфом) или руками,
-напоить пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давать пострадавшему алкоголь, так как это может привести к летальному исходу.
2. Сейчас у Вас наступает горячая пора, по «вылову» рыбаков с дрейфующих льдин. Наслышана, что после спасения любителей экстремальной рыбалки наказывают рублем. Это действенный метод?
Ответ : В 2011 году с начала ледостава на водных объектах республики произошли 2 чрезвычайные ситуации – 2 случая отрыва льдины с находящимися на ней рыбаками, в первом случае 202 человека, во втором 168 человек, погибших и пострадавших к счастью не зафиксировано.
За спасение людей «наказание рублем» не применяется, но законодательством предусмотрена административная ответственность по отношению к нерадивым автомобилистам выезжающим на неокрепший лед и рыбакам по Статье 3.10. Кодекса об административных правонарушениях Республики Татарстан. За нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Татарстан, влечет - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Навигация завершилась в 20 числах ноября и буквально на днях речники начнут перевозить пассажиров на воздушных подушках. Желающих прокатиться, не пугает сравнительно новый вид транспорта?
Ответ
: из года в год суда на воздушной подушке становятся все популярнее у населения. Но в то же время этот вид транспорта не является новым для ГИМС видом транспорта. На основании многолетней эксплуатации судов данного типа случаев аварий в Республике Татарстан не зафиксировано.
4. Как скоро в Татарстане начнут функционировать ледовые переправы? Что обещают синоптики, и как проверяют их прочность, прежде чем ваши специалисты дают добро?
Ответ
Основные усилия в предстоящий период направлены на организацию технического освидетельствования 4 ледовых переправ, прогнозируемое время открытия:
25 декабря 2012- г. Зеленодольск – п.г.т. Нижние Вязовые;
28 декабря 2012 г. - с. Соколка (Мамадышский м.р.) – п. Новый Закамский.
28 декабря 2013г. н.п. Покровское- н.п. Красный Ключ (Нижнекамский м.р.)
10 января 2013 года- с. Верхний Услон – н.п. Аракчино (Казань)
Освидетельствование ледовой переправы осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005г. №501 «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами»
Техническому освидетельствованию подлежат переправы по льду, открытые по распоряжению местных органов власти и формленные в соответствии с законодательством. Техническое освидетельствование проводится должностными лицами ГИМС по документации на ледовую переправу и при непосредственном осмотре переправы с целью определения её технического состояния. При этом проверяется
- постановление (распоряжение) местного органа власти на оборудование переправы;
- паспорт ледовой переправы
- проект ледовой переправы;
- акт испытания ледовой переправы.
- акт сдачи ледовой переправы;
- таблица грузоподъемности льда;
- журнал приема и сдачи дежурств;
- журнал замера толщины льда (при устойчивых отрицательных температурах воздуха не реже двух раз в месяц; весной и при зимних оттепелях с температурой воздуха выше 0С ежедневно);
- журнал происшествий на ледовой переправе;
- штатно-должностной список обслуживающего персонала ледовой переправы;
- инструкции с должностными обязанностями обслуживающего ледовую переправу персонала;
- утверждённый порядок действий персонала по проведению спасательных работ на ледовой переправе;
- схема организации движения и связи на ледовой переправе;
- режим работы ледовой переправы;
- выписка из приказа организации о назначении ответственного за ледовую переправу и ее безопасную эксплуатацию.
При непосредственном осмотре переправы проверяется:
- наличие знаков, устанавливающих грузоподъёмность ледовой переправы, скорость движения, дистанцию между переправляющимися объектами, часы разрешённого проезда, наличие
предупредительной информации на щитах, шлагбаума на въезде;
- наличие спасательных средств;
- наличие на въезде пунктов обогрева для обслуживающего персонала, воды, горючего и средств заправки для автомобильной и другой техники;
- наличие средств связи между берегами и обслуживающим персоналом;
- наличие поста регулирования, оборудованного шлагбаумом (светофором) на реках, ширина которых более 50м;
- техническое состояние ледовой переправы (отсутствие наледи на проезжей части, наличие сыпучих материалов на въезде и выезде, обозначение полос движения, отсутствие мокрых трещин,
торосов, потоков открытой воды на проезжей части).
Результаты технического освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования. Должностное лицо ГИМС выдает разрешение на эксплуатацию переправы, с соответствующей записью в акте, если по результатам технического освидетельствования установлено, что на переправе обеспечивается безопасность эксплуатации и выполняются требования Правил охраны жизни людей и на данном водоеме.
Освидетельствование ледовых переправ производится ежегодно перед началом их эксплуатации, после ремонта и в период закрытия ледовой переправы.
5. Главный совет для рыбаков, собравшихся покорять ледяные просторы.
Ответ: Хотелось бы обратиться к любителям подледного лова рыбы. Зачастую в азарте рыбной ловли у многих рыбаков теряется чувство собственной безопасности на водоеме, что приводит к трагедии. Я в лице государственной инспекции по маломерным судам в очередной раз обращаюсь с просьбой о соблюдении мер безопасности, помните ,что улов не стоит самого дорогого , что есть у нас- человеческой жизни.
Берегите себя и своих близких !!!!