Об этом сообщил сегодня заместитель руководителя территориального органа, главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Татарстан Юрий Венедиктов во время брифинга на тему: «О мерах по обеспечению безопасности на водных объектах при использовании маломерных судов в период навигации в Республике Татарстан». В общении с журналистами принял участие также И.О. начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Татарстан Волжско-Камского территориального управления Росрыболовства Александр Гуляев.
Юрий Венедиктов сообщил, что на сегодняшний день водные объекты Республики Татарстан практически полностью очищены ото льда. «Есть остаточные ледовые явления в заливах, наблюдается редкий ледоход. Отмечаю ранний ледоход».
- С 4 апреля мы практически полностью завершили работу всех 10 круглосуточных временных спасательных постов, в круглосуточном режиме действует пост на реке Кама в г. Набережные Челны. В прошлом году это произошло 25 апреля, на 20 дней позже.
На судоходных водоёмах навигационная (плавучая) обстановка пока не выставляется. Официально навигация будет открыта с 22 апреля. Соответствующий нормативный документ издан ГБУ «Волжское Государственное Бассейновое Управление водных путей и судоходства», при этом паромная переправа будет открыта после 6 апреля по окончанию траления водного пути, продолжил главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Татарстан.
- Однако хочу напомнить, что согласно правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Татарстан (утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2007 г. № 562) плавание маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с момента открытия навигации до ее закрытия, а на несудоходных – после спада паводковых вод до начала ледостава.
Пик половодья пройден, по данным УГМС ледоход проходит на реке Вятка, верхнем бьефе Нижнекамской ГЭС, но возможна вторая волна паводка.
Однако обстановка на водных объектах достаточно сложная – идёт редкий ледоход, повсеместно вода несёт доски, бревна, остатки растительности, температура воды на водных объектах республики немногим отличается от зимней, всего 3-4 градуса.
Соответственно и риски столкновения с опасными предметами с угрозой оказаться за бортом, и погибнуть, в том числе, от переохлаждения, велики, и они, к сожалению, ежегодно оправдываются.
Кратко остановлюсь на общей обстановке.
С начала года на водных объектах зарегистрированы 8 происшествий в 7 муниципальных образованиях республики, спасены 25 человек.
Данные происшествия зарегистрированы в период активного весеннего таяния льда на водоемах (с 23 марта по 2 апреля 2023 года).
По причинам:
12 спасённых человек вышли на лёд на технике и провалились (в Агрызском, Зеленодольском МР);
11 спасённых человек не смогли самостоятельно вернуться обратно на берег в результате образовавшихся промоин (в Камско-Устьинском, Зеленодольском, Лаишевском, Менделеевском МР);
2 человека были спасены непосредственно с промоин в г. Казани и в Мензелинском МР.
За аналогичный период прошлого года зарегистрированы 11 происшествий, погибли 3 человека, спасены 10 человек, в том числе 1 ребенок.
Ежегодно в 20 числах апреля, пренебрегая тем, что ещё существует запрет на выход на маломерных судах до выставления навигационной обстановки (оборудования) на судоходных водоемах, до завершения спада паводковых вод на несудоходных водоёмах, регистрируются происшествия с падением с лодок в холодную воду людей без спасательных жилетов.
Мотивация одна – успеть порыбачить с судна до 25 апреля (до установления запрета на любительское рыболовство с маломерного судна).
В 2020 году в весенний период погибло 2 человека, в 2021 – 3 погибших, в 2022 – 2 погибли 4 человека спасены.
В прошлом году в весенний период произошли 4 происшествия, связанные с ненадлежащим использованием маломерных судов.
Так, 3 и 24 апреля, в нарушение всех установленных норм, в г. Казани на реке Казанка и в Мензелинском муниципальном районе на реке Ик при использовании ПВХ судов погибли двое мужчин 1975 и 1950 годов рождения. Оба были без спасательных жилетов. При этом, в Мензелинском МР плавание осуществлялось в тёмное время суток.
24 апреля в Нижнекамском (на реке Кама) и в Мензелинском (на реке Ик) муниципальных районах спасены 4 человека.
В Нижнекамском районе в результате повреждения ПВХ лодки 2 рыбака оказались в холодной воде, в Мензелинском районе 3 мужчин во время движения на лодке наехали на подводное препятствие (т.н. «топляк» – полузатопленное бревно), в результате людей просто выбросило из маломерного судна, и они оказались в воде, очевидцы данного происшествия оказали помощь, их эвакуировали до берега, а на берегу один из потерпевших скончался. Все были без спасательных жилетов.
В целом в прошлом году на водных объектах произошли 10 происшествий с маломерными судами, что на 9 больше аналогичного периода, да и в целом среднегодовых значений. Обстановка на водных объектах сложная, в том числе из-за ограничения выезда население активно использует водные объекты, а в жаркую погоду тысячи людей отдыхают на берегах рек и озер республики, а сотни маломерных судов на воде. Кратко по причинам происшествий, в результате опрокидывания маломерного судна (наезд на препятствие, нарушение грузоподъемности) погибли 7 человек, спасены 4 человека; в результате столкновения маломерных судов погиб 1 человек, спасены 4 человека.
Основные нарушения, выявляемые ходе патрулирований, также свидетельствуют о несоблюдении требований безопасности судоводителями.
Так, в период навигации в прошлом году выявлено 1213 нарушений, из них 545 судоводителей не обеспечили собственную безопасность и безопасность пассажиров - отсутствовали спасательные жилеты, из них 503 судоводителя нарушили правила плавания, 13 судоводителей управляли маломерным судном в состоянии опьянения.
Напомню также, что с 1 января 2021 года вступили в силу Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487). О них я подробно рассказывал на брифингах в 2021 году.
Напомню, что основные нормы Правил акцентируют внимание судоводителя на безопасность экипажа. Так, введены обстоятельства, при которых обязательно нужно надевать индивидуальные спасательные средства, а также уточняется, как нужно их правильно надевать.
Согласно пункта 11 Правил, при плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах),
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно,
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящихся вне судовых помещений.
Закреплена ещё одна норма, направленная на безопасность детей, согласно которой перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.
При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту подлежащего регистрации маломерного судна (или их неисправность, а также в целом несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относятся к неисправностям, при наличии которых запрещается эксплуатация судов).
Такие меры призваны предупредить гибель людей при падении с маломерных судов, во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.
Ещё раз хотелось бы напомнить судоводителям основные правила безопасности, которые позволять сохранить жизнь.
В весенний период, до установления чистой воды и приемлемого температурного режима я бы рекомендовал одевать спасательные жилеты всем членам экипажей. Это крайне важно.
Именно спасательный, а не страховочный. Чем отличается правильный спасательный жилет?
Это наличие подголовника, который в экстренной ситуации поднимет голову над водою человеку без сознания. Это брасс - лямки внизу жилета, которые застегиваются между ног. Они не дадут выскользнуть из жилета. Это правильно распредёленная плавучесть жилета, человек в воде расположен лицом вверх спиною вниз.
Второе. Чека безопасности - не просто приложение для лодочного мотора, это - необходимая вещь, которую нужно всегда надевать на руку или цеплять за одежду, независимо от опыта и умения судоводителя. Лодка просто уезжает от хозяина, упавшего за борт, что и произошло 24 апреля прошлого года на реке Ик.
Рекомендую судоводителям передвигаться только в проверенных местах, а на незнакомых участках акватории двигаться на пониженной скорости в положении водоизмещения и пользоваться эхолотом.
Третье условие безопасности – соблюдение требований, относящиеся к сигнальным огням. Если судно ими не оборудовано, судоводитель с наступлением тёмного времени суток должен прекратить его использование. А суда, не подлежащие регистрации, как правило, такими огнями не оборудуются. Любителям ставить на бортах различные фонарики скажу – это запрещено, вы вводите в заблуждение участников движения на воде.
Согласно части 2 статьи 11.7 КоАП РФ это нарушение влечёт за собой предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Уважаемые судоводители, обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне до выхода на маломерном судне является обязанностью судоводителя.
Изучите Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, а также Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в РФ.
В этом году МЧС России доработаны программы, позволяющие оперативно проводить на воде сверку с базой АИС ГИМС и проверять регистрацию судна, прохождение технического освидетельствования, подлинность удостоверения на право управления маломерным судном.
Подразделения ГИМС полностью оснащены алкотестерами, уже спланированы патрулирования совместно с полицией по предупреждению управления маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.
Посмотрите на статьи КоАП, денежные штрафы очень велики, не нарушайте!
Учитывая ежегодные причины происшествий с маломерными судами, и в целях недопущения данных происшествий необходимо помнить и соблюдать несложные меры безопасности:
Перед плаванием необходимо:
1. проверить исправность судна и его механизмов;
2. проверить оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Дети всегда должны быть в спасательных жилетах, а при ухудшении погодных условий обязательно надеть спасательные жилеты на всех людей, находящихся на судне.
3. соблюдать разрешенную отдаленность от берега и высоту волны, обязательно нужно получить информацию о предстоящих погодных условиях;
4. иметь при себе средства связи, предупредить родных о месте предполагаемой рыбалки или отдыха.
5. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
6. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
7. При плавании на маломерных судах запрещается:
- заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;
- осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания.
Посмотрите прогноз погоды и спланируйте с его учетом безопасный район плавания.
Ещё раз напоминаю, что это зона ответственности судоводителя, а за их невыполнение может наступить не только административная, но и уголовная ответственность.
Хотелось бы предупредить не только судоводителей, но и любителей прогулок вдоль набережных водоемов. Мы уже имеем случаи спасания таких людей, шансы поскользнуться, упасть в ледяную воду и утонуть – также велики. Гуляйте по оборудованным набережным, которые имеют ограждение, всегда следите за состоянием здоровья.
Заканчивая свое выступление, хочу добавить, что только неукоснительное соблюдение населением республики действующих Правил плавания и Правил охраны жизни людей (Правил плавания по внутренним водным путям РФ, Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в РТ и Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории РТ) поможет существенно обезопасить судоводителей и отдыхающих на водных объектах. Нельзя забывать, что любое пренебрежение мер безопасности на воде может повлечь за собой трагические, необратимые последствия, - завершил доклад Юрий Венедиктов.
Общение с журналистами продолжил И.О. начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Татарстан Волжско-Камского территориального Управления Росрыболовства Александр Гуляев. Он сообщил, что с 25 апреля по 5 июня в Республике Татарстан вводится запрет на рыбалку с использованием маломерного судна. «Любителям можно рыбачить только с берега с одной удочкой, оборудованной не более двумя крючками, либо с двумя удочками, имеющими по одному крючку», - уточнил Александр Гуляев. Он также рекомендовал рыболовам ознакомиться с приказом Минсельхоза РФ от 13.10.2022 N 695 «Об утверждении Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», вступившим в силу с 1 марта 2023 года.