4 октября - День гражданской обороны Российской Федерации.
04.10.2008

История становления и развития системы гражданской обороны Российской Федерации.

 

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292  года без вооруженных конфликтов.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь, как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей.

Становление и развитие гражданской обороны имеет свою историю. В 1931 году французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже “Ассоциацию Женевских зон”. Она ставила своей целью организацию нейтральных зон или открытых городов, где в военное время могли найти убежище наиболее уязвимые категории населения. В 1968 году эта “Ассоциация” была преобразована в “Международную организацию гражданской обороны”. Президент Генеральной ассамблеи МОГО министр МЧС России – Сергей Кужугетович Шойгу.

В СССР фундамент гражданской обороны, которая до 1961 года именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО), начал закладываться в первые годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 года, после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», по которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны СССР. Эту дату принято считать началом существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона Российской Федерации.

В предвоенные годы из противовоздушной обороны отдельных городов в приграничных округах гражданская оборона превратилась в Местную противовоздушную оборону (МПВО) практически всей европейской территории страны.

Неоценим вклад личного состава МПВО в обеспечение безопасности населения и устойчивое функционирование экономики страны в годы Великой Отечественной войны. Сотни тысяч спасенных граждан, десятки тысяч потушенных пожаров, а также ликвидированных мин и невзорвавшихся бомб, тысячи километров восстановленных железнодорожных путей – таков весомый вклад МПВО в победу над фашистскими захватчиками.

С первых же дней начала Великой Отечественной войны воинские части, формирования и службы МПВО были приведены в боевую готовность. Ленинградский поэт М. Дудин, отзываясь о роли МПВО осажденного гитлеровцами города, писал, что четыре буквы - МПВО - символизировали собой в дни блокады беспредельное мужество, презрение к смерти. Эту оценку можно смело отнести ко всей МПВО.

Появление ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов привело к необходимости в 1956 году пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий. Возникла необходимость защиты всего населения страны и ее территорий от опасностей его применения. И в июле 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону СССР. Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!», актуальность которого сохраняется и в наши дни.

В период с 1961 по 90-е годы подразделения ГО принимали участие в ликвидации Ташкентского (1966) и Спитакского (1988) землетрясения, взрыва на газопроводе и железнодорожной катастрофе в Башкирии (1989).

На современном этапе к оборонной и экономической функциям гражданской обороны добавилась и социальная – обеспечение жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим, в том числе и в мирное время. Наиболее ярко значимость этой функции проявилась в ходе ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, последствий Спитакского землетрясения и других стихийных бедствий.

       

Национальной трагедией в силу своей масштабности стала для России Чернобыльская авария (1986). В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС были вскрыты серьезные недостатки в системе гражданской обороны. Необходимость реорганизации гражданской обороны была продиктована самой жизнью. Одной из важнейших задач, наряду с защитой населения от оружия массового поражения, стала задача по защите его от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, а также проведение спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации этих последствий.

В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России.

 

История становления системы гражданской обороны и МЧС Республики Татарстан.

 

В 30-е гг. 20 века крупные города и наиболее важные промышленные предприятия составляли, соответственно пункты и объекты ПВО. Руководство местной ПВО городов  возлагалось на местные органы исполнительной власти, объектов ПВО – на их руководителей, т. е. был введен институт начальников МПВО, который сохранился до сегодняшнего дня в лице начальников Гражданской обороны.

С первых дней Великой Отечественной войны фашистская авиация, вторгшись в воздушное пространство СССР на глубину 250-300км, подвергла жестокой  бомбардировке десятки крупных городов, что потребовало увеличения сил и средств МПВО.

Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 95 от 12.11.1941г. в состав городов-пунктов МПВО включен город Казань. В десятидневный срок были сформированы городской и  районные штабы МПВО и созданы службы:

1.        оповещения и связи;

2.        охраны безопасности и общественного порядка;

3.        медико-санитарная;

4.        противопожарная;

5.        аварийно-восстановительная;

6.        ветеринарная;

7.        светомаскировки.

С середины 1942 года в состав городов-пунктов МПВО был включен и город Зеленодольск. В конце 1943 года в г.Казани были образованы 404, 405 и 406 отдельные городские батальоны МПВО. В состав этих батальонов входили аварийно-восстановительная, противопожарная, медико-санитарная и дегазационная роты.

В августе 1945 года, в связи окончанием Великой Отечественной войны, города Казань и Зеленодольск были исключены из списка городов-пунктов ПВО, штабы и городские батальоны МПВО расформированы.

Появление ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов привело к необходимости возрождения и реорганизации структуры МПВО в стране.

В октябре 1949г. было утверждено новое «Положение  о местной МПВО Союза ССР».

Распоряжением Совета Министров СССР с 1 апреля 1950г город Казань вновь включен в число городов-пунктов МПВО.

В соответствии с приказом Министра МВД ТАССР в Республике организуются:

- отделение службы МПВО МВД ТАССР;

- штабы МПВО г.Казани и городских районов;

- службы МПВО города.

Начальником штаба МПВО г.Казани назначается капитан Евстигнеев С.Н.

Постановлением Совета Министров РСФСР города Альметьевска, Бугульма, Зеленодольск и Чистополь с августа 1951года включены в перечень городов-пунктов МПВО с введением должности начальника штаба службы МПВО при горисполкоме.

В середине 1955 года Постановлением Совета Министров СССР Главное управление службы МПВО МВД СССР было преобразовано в штаб МПВО СССР, в автономных республиках – в республиканские штабы МПВО.

Начальником штаба МПВО МВД ТАССР был назначен полковник Хохлов М.И., штаб МПВО г.Казани возглавил подполковник Панов Е.С.

В 1961 году МПВО с ее местными, ограниченными по масштабу и характеру действиям уступила место качественно новой системе – Гражданской обороне СССР.

В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».

Общее руководство гражданской обороны страны возлагалось на Совет  Министров СССР. Штабы и войска МПВО передавались в подчинение Министерству обороны СССР.

Повседневная организаторская работа по  выполнению мероприятий  ГО была возложена на институт начальников ГО: в республиках – на председателей Советов Министров; в городах, районах – на Председателей исполкомов соответствующих Советов; на объектах – на их руководителей.

Первым начальником ГО ТАССР стал Председатель Совета Министров Абдразяков А.А., а начальником штаба ГО республики, в соответствии с приказом Командующего Приволжским Военным округом, был назначен полковник Гусаров М.Г.

На их долю выпала ответственная задача по созданию ГО Республики.

В конце 1961 года в систему ГО ТАССР входили:

-           г.Казань – город по 2 группе МПВО;

-           5 городов республиканского подчинения (Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск, Лениногорск, Чистополь);

-           46 сельскохозяйственных района;

-           45 категорированных объекта.

В целях более качественной и планомерной подготовки начальствующего состава ГО республики в своем постановлении от 17.11.1961г. Совет Министров ТАССР создал при штабе ГО ТАССР республиканские курсы ГО на которых с 1 января 1962 года начались занятия по подготовке начальствующего состава штабов служб и формирований ГО. В соответствии с Указом Президента России № 643 от 8.05.93г. республиканские курсы ГО преобразованы в Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Вопросы организации управления мероприятий ГО отрабатывались на учениях, проводимых в республике. Так в 1975 году в г.Альметьевске, под руководством начальника ГО СССР генерал-полковника Алтунина А.Т., было проведено учение «Тушение нефтяных и газовых пожаров», а в 1984 году в г.Набережные Челны под руководством начальника штаба ГО РСФСР  генерал-полковника Крутских Д.А. учение на тему «Остановка производства и ограничение жизнедеятельности г.Набережные Челны по сигналу «Воздушная тревога».

 

В целях укрепления единой системы исполнительной власти, упорядочения системы государственного управления, прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов управления республики к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях 22 июня  1995 года постановлением Государственного Совета Республики Татарстан № 135 был создан  Государственный комитет Республики Татарстан по чрезвычайным ситуациям. Позднее, 25 апреля 1996 года постановлением Государственного Совета Республики Татарстан № 527 он был преобразован в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. 

На основании Указа Президента РФ № 784 от 27.05.96г «Вопросы Гражданской обороны РФ» в целях совершенствования организационно-штатной структуры органов управления и учреждений МЧС России, постановлением Государственного Совета  РТ №1213 от 19.06.97г. МЧС РТ было преобразовано в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. В его состав вошли управления и отделы по делам ГО и ЧС городов и районов Республики  Татарстан.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» в целях совершенствования организационно - штатной структуры органов управления и учреждений МЧС России, постановлением Государственного Совета Республики Татарстан 19 июня 1997 года № 1213  МЧС РТ было  преобразовано в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. В его состав вошли штабы по делам ГО и ЧС и другие структурные подразделения, которые позволили более комплексно подходить к решению проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях реализации  директивы МЧС России от 7 апреля 1997 года № 42-17-31 штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов были переформированы в управления и отделы по делам ГО и ЧС городов и районов Республики Татарстан. В соответствии с федеральным законом о ГО руководство гражданской обороной на территории субъекта осуществляют главы субъектов РФ и муниципальных образований, руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями гражданской обороны.

 

Гражданскую оборону Республики Татарстан возглавляет премьер-министр РТ – Минниханов Рустам Нургалеевич.

Руководство ГО городов, отнесенных к категориям по ГО, и районов РТ осуществляют главы администраций, являющиеся по должности руководителями гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, является МЧС РТ, которым руководит полковник внутренней службы Рафис Завдатович Хабибуллин, а также структурные подразделения организаций, специально уполномоченных решать задачи ГО.

В 8 городах РТ, отнесенных к категориям по ГО, созданы УГОЧС, возглавляемые офицерами войск ГО МЧС России.

В 37 сельских районах управление гражданской обороной осуществляют НОГОЧС.

В систему гражданской обороны РТ  входит не только МЧС Республики Татарстан.  Для выполнения мероприятий по ГО созданы 16 служб ГО республиканского подчинения. От их профессионализма зависит результат общей работы, где самое главное  - наше умелое взаимодействие, взаимовыручка и взаимоподдержка. Особенно это видно на комплексных учениях и тренировках, на которых работают практически все районы и города республики, министерства, ведомства и предприятия. Огромное им спасибо за труд и службу. Состав служб ГО определен постановлением КМ РТ. Это служба оповещения и связи, медицинская, санитарно-эпидемиологического надзора, служба ООП, противопожарная, транспортная, дорожная, служба энергетики и светомаскировки, техническая, инженерная, коммунально-техническая, торговли и питания, материально-технического снабжения, служба защиты животных и растений, защиты культурных и материальных ценностей, а также соответствующие службы ГО городов, районов и организаций.

 

 

В состав сил ГО РТ входят воинские части ГО, республиканские и территориальные формирования ГО, нештатные аварийно-спасательные формирования городов и районов РТ, а также профессиональные аварийно-технические и аварийно-спасательные формирования министерств, ведомств и организаций. Нештатные аварийно-спасательные формирования – это формирования, созданные на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющие техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ЧС.

Специально уполномоченные должностные лица и специалисты гражданской обороны обеспечивают управление силами и средствами гражданской обороны, готовыми в любой момент придти на помощь людям, терпящим бедствие. Все эти формирования имеют двойное предназначение – они в обязательном порядке привлекаются к решению задач ликвидации ЧС мирного времени. Они составляют наиболее многочисленную часть сил ГО РТ – 150 тысяч человек и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.  

В сложный период перехода к рыночной экономике твердый стиль руководства, самоотверженный труд, высокий уровень организации производства позволили гражданской обороне Республики Татарстан выстоять и реформироваться, сохранив главное богатство - квалифицированные кадры.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В основе ее эффективности лежит объединение усилий руководителей, специалистов всех уровней и каждого жителя нашей республики. Так, в связи с введением в действие Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» целый комплекс задач в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на воде отнесен к компетенции органов местного самоуправления.

Сегодня гражданская оборона Республики Татарстан – это сложная, многопрофильная государственная структура, входящая в общую систему обеспечения безопасности Российской Федерации, решающая широкий спектр задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. В основе ее эффективности лежит объединение усилий руководителей, специалистов всех уровней и каждого гражданина нашей республики.

Внимание, уделяемое руководством республики, руководителями гражданской обороны - главами администраций городов и районов, руководителями предприятий, учреждений и организаций поддержанию системы гражданской обороны в готовности к действиям, является залогом обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Решение этих задач возможно только в случае наличия отлаженной системы гражданской обороны, эффективной деятельности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что практически невозможно без подготовленного руководящего состава, способного спланировать и организовать весь комплекс мероприятий по ГО и ЧС, а также населения, имеющего соответствующую подготовку и определенные практические навыки по действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Учитывая, что характер воздействия и масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сопоставимы с угрозами,  возникающими в ходе ведения военных действий, обусловило необходимость и целесообразность подготовки всех групп населения в единой  системе подготовки  в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сегодня необходимо знать и уметь предвидеть и предупредить чрезвычайную ситуацию, минимизировать возможный ущерб. Руководитель любого уровня должен знать, какие действия с его стороны помогут наладить работу по предупреждению ЧС и спасению жизни людей. Рабочие и служащие должны уметь пользоваться спасательным оборудованием, индивидуальными средствами спасения, знать приемы оказания медицинской помощи. Школьники и студенты должны знать пути экстренной эвакуации, уметь оказывать медицинскую помощь, полученные знания передавать своему окружению, особенно пожилым людям, находящимся на пенсии и оторванным от трудовых коллективов.

Единая система подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера охватывает практически все население – от детей дошкольных образовательных учреждений, т.е. детских садов, до людей пенсионного возраста. Подготовка различных групп населения осуществляется как с отрывом от производственной и служебной деятельности (руководящий состав), так и без отрыва от производственной деятельности (работающее население). Учащаяся молодежь  проходит подготовку по ГО и ЧС в объеме утвержденных программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Подготовка населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – масштабный многофакторный процесс, требующий объединения усилий руководителей всех уровней, создания соответствующей учебно-материальной базы, наличия подготовленных руководителей занятий.

К сожалению, прошедшие сложные годы перестройки экономики ослабили внимание к этой важной задаче и потребовались определенные усилия руководителей республики для приведения всех составляющих процесса обучения населения республики в соответствие с современными требованиями.

Мы желаем, чтобы жителям республики знания и навыки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не пришлось применять на практике. Но быть готовыми мы обязаны.

Гражданская оборона Республики Татарстан всегда была и есть одним из самых подготовленных территорий звеньев общей системы гражданской обороны Российской Федерации.

Учитывая насыщенность республики промышленными предприятиями различного профиля и высокий уровень организации гражданской обороны, на территории республики в 70-80- годы неоднократно проводились крупномасштабные учения в целях отработки способов защиты населения и промышленного потенциала от воздействия оружия массового поражения. Выводы этих учений в последующем были использованы при  разработке общесоюзных инструкций и наставлений.

Благодаря постоянному вниманию со стороны руководства Республики Татарстан, гражданская оборона не растеряла свой потенциал и в сложный период перехода экономики республики на новые принципы хозяйствования.

Мы с удовлетворением отмечаем государственный подход к решению вопросов гражданской обороны со стороны руководителей министерств и ведомств республики, генеральных директоров крупнейших промышленных предприятий, таких как акционерные общества «Татнефть», «Таттрансгаз», «КамАЗ», «Татэнерго», «Казаньоргсинтез», «Казанское моторостроительное производственное объединение», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамсшина», «Казанский завод синтетического каучука» и другие.

Нынешние достижения в области гражданской обороны основаны и на высоком профессионализме и ответственности предшествующих поколений руководителей и специалистов гражданской обороны. Мы благодарны ветеранам гражданской обороны республики, которые сумели передать свои знания и опыт нынешнему поколению работников, на плечи которых возложена ответственная, но востребованная и почетная задача по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Немногочисленный, но боевой состав подразделений и служб гражданской обороны самоотверженно трудится на своих постах и  обеспечивает управление силами и средствами гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.

Гражданская оборона XXI века стала предметом совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации. Это касается как сфер ответственности, так и долевого участия в расходах на ее подготовку. Таким образом, силы и средства гражданской обороны будут все более активно привлекаться и в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако многие вопросы остаются до сих пор нерешенными. Здесь и механизм реализации вопросов финансирования мероприятий, и вопросы освежения имущества мобилизационного резерва: противогазов, камер защитных детских, проблемы административной ответственности за неисполнение должностными лицами обязанностей в области гражданской обороны.

Среди тенденций развития гражданской обороны могут быть выделены следующие:

- силы и средства гражданской обороны будут все более активно привлекаться в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в силу экономических условий, переживаемых страной, государство не в состоянии выделять в мирное время  необходимые средства на проведение подготовительных мероприятий гражданской обороны, особенно на создание материально-технической базы. В связи с этим выполнение значительного объема планируемых мероприятий перейдет на особый (угрожаемый) период.

Кроме того, в последние годы все больше сторонников приобретает идея о возможности и целесообразности поэтапной интеграции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время в единую государственную систему.

 



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International