Информация к внеплановому заседанию Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан по теме «О дополнительных мерах по недопущению роста пожаров и гибели на них людей в Республике Татарстан»
04.05.2021

Последние месяцы на территории республики сложилась крайне неблагоприятная обстановка, связанная с пожарами и гибелью людей на них. По сравнению с прошлым годом количество пожаров возросло  на 19% (со 1595 до 1895), а количество погибших на них на 73% (с 45 до 78).

Основная доля происшествий, связанных с пожарами, приходится на жилой сектор. Последние годы мы много труда и финансовых средств вложили на установку автономных пожарных извещателей, и это, по нашему мнению, должно было повлиять на снижение гибели людей на пожарах, но цифры красноречиво говорят об обратном.

Такого роста отрицательной динамики по пожарам и гибели не помнят даже старожилы пожарной охраны.

В чем кроется причина такого роста?  Какие меры необходимо принять для стабилизации обстановки? Вот на эти вопросы мы постараемся найти ответ в ходе сегодняшнего заседания.

Забегая несколько вперёд, я хочу нацелить руководителей исполкомов - в своих докладах отразить только причины, повлекшие рост пожаров и гибели людей, а так же - что вы планируете сделать для нормализации обстановки.

В завершение напомним руководителям всех уровней ещё об одной важной проблеме весенне-летнего периода – это ландшафтные и лесные пожары.

После многолетнего перерыва в текущем году зарегистрированы 2 лесных пожара, хотя явных предпосылок к этому не было. Надо тщательно разобраться в этой ситуации и принять соответствующие меры.

И второй момент - это загорания травы и мусора. Несмотря на дождливую погоду, ежедневно в республике фиксируются порядка 20 загораний. Вызывает обеспокоенность тот факт, что данные загорания приводят к гибели людей. На сегодняшний день в результате загорания травы погибло 2 человека и один погиб от загорания мусора. Так же требуется тщательно разобраться в этих случаях.

 

Тезисы доклада

заместителя начальника Главного управления МЧС России по РТ – начальника УНД и ПР полковника внутренней службы Сергеева Сергея Валентиновича

«О складывающейся на территории республики обстановки с пожарами и гибели людей на них»

Главное управление МЧС России по Республике Татарстан отмечает неблагополучную обстановку с пожарами и их последствиями на территории республики.

Так, по состоянию на 4 мая 2021 года произошло 2053 пожара, что на 20% больше по сравнению с АППГ, на пожарах погибло 87 человек, рост на 93%, 71 человек получили травмы различной степени тяжести, рост на 3%. При этом только за первые четыре дня майских праздников на пожарах погибло 10 человек.

Отмечаю рост количества пожаров по сравнению с АППГ в 31 муниципальном районе республики, при этом наибольший рост количества пожаров допущен в Аксубаевском (на - 111%), Алексеевском (100%),  Алькеевском (275%), Мамадышском (144%), Муслюмовском (250%), Новошешминском (171%), Нурлатском (136%), Тукаевском (88%), Тюлячинском (133%), Черемшанском муниципальных районах и г. Набережные Челны (84%).

  Также отмечается в 20 муниципальных районах рост гибели людей на них, существенный рост отмечается в Альметьевском районе с 3 человек в 2020 году до 10 человек в текущем году, г. Набережные Челны с 1 до 8 человек, Верхнеуслонский район с 0 до 6 человек, Агрызский с 0 до 4 человек, Бугульминский с 3 до 5 человек, Лаишевский с 0 до 3 человек, Черемшанский район с 0 до 3 человек. Предлагаю заслушать руководителей данных муниципальных районов по складывающейся обстановке с пожарами и о проводимой профилактической работе.

  В 14 муниципальных образованиях – это Агрызский, Азнакаевский, Альметьевский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Кукморский, Мамадышский, Нижнекамский, Песречинский, Сабинский, Спасский, Тукаевский, Черемшанский муниципальные районы и г. Набережные Челны, отмечаю одновременный рост количества пожаров и гибели людей на них.

Как видно на слайде, основная доля пожаров приходится на открытую территорию. 47% пожаров – это горение сухой травы, камыша и мусора и 41% пожаров в жилом секторе – жилые дома и надворные постройки.

Отмечаю, что с 12 апреля по 4 мая произошел резкий рост количества пожаров и это связано, в первую очередь, с бесконтрольным сжиганием сухой травы и мусора.

Так, с 12 апреля произошёл 721 пожар, связанный с горением сухой травы, камыша и мусора, что на 60% больше по сравнению с АППГ – 452 пожара.

Отмечаю наибольшее количество и рост данных пожаров в г. Наб.Челны – 91 случай (АППГ – 14, рост в 6,5 раза), г. Казань – 78 случаев (АППГ – 101, -22,8%), Тукаевский район – 73 случая (АППГ – 15, рост в 5 раз), Нижнекамский район – 65 случаев (АППГ – 35, +85,7%), Альметьевский район – 48 случаев (АППГ – 37, +29,7%), Заинский район – 34 случая (АППГ – 16, рост в 2,1 раза), Бугульминский район – 26 случаев (АППГ – 5, рост в 5 раз), Черемшанский район – 25 случаев (АППГ – 5, рост в 5 раз), Пестречинский район – 23 случая (АППГ – 13, +77).

При этом, в текущем году на пожарах, связанных с горением сухой травы и мусора, погибли три человека (г. Казань, г. Набережные Челны и Сабинский муниципальный район).

Для справки:

16.04.2021  г.Казань, ул. Приволжская, д.97. Погибла женщина 1972 г.р.

17.04.2021  г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, пр. М. Джалиля, д. 13, Погиб мужчина без определенного места жительства.

02 05.2021  Сабинский муниципальный район (в овраге между с. Старая Икшурма и д. Три Сосны). Погиб мужчина 1948 г.р.

 

Данные пожары вызваны в первую очередь несвоевременной уборкой территорий населенных пунктов от сухой травы и мусора, т.е. сегодня горит прошлогодняя трава, которая не была своевременно скошена и убрана. Сотрудники МЧС возбудили 281 административное дело, из них по 214 вынесены решения о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 534 тыс. рублей.

Уважаемые коллеги, 8 апреля текущего года на заседании Республиканской КЧСиОПБ мы рассматривали вопрос по обстановке с пожарами, связанными с горением травы и мусора, было принято соответствующее решение с выработкой комплекса профилактических мер, в том числе и по активизации работы профилактических групп и административных городских и районных комиссий по контролю за соблюдением правила благоустройства в части своевременной уборки сухой травы, мусора и недопущению их сжигания. При этом, в каждом муниципальном образовании правилами благоустройства установлены требования по уборке сухой травы, мусора, по разведению костров и сжигания мусора.

Вместе с тем, не во всех районах выполняются решения  Республиканской комиссии. Так, несмотря на имеющиеся факты пожаров, связанных с горением сухой травы и мусора, не используется в полной мере потенциал работы административных комиссий по привлечению к  ответственности по ст. 3.6 КоАП РТ,  в части несвоевременной уборки от сухой травы, мусора и их сжигания, на территории Аксубаевского, Бугульминского, Елабужского, Заинского, Муслюмовского, Менделевского, Сармановского, Тукаевского Черемшанского  районов  и г. Набережные Челны.

Уважаемые коллеги, анализ пожаров показывает, что основное количество погибших людей на пожарах приходится на жилой фонд и составляет 87,4% от общего числа погибших (76 человек).

Для справки:

4 человека в бесхозных строениях, 3 человека погибли на открытой территории,1 - в транспортном средстве, 1 - в строительном вагончике, 1 - в строящемся здании.

Из 76 погибших человек в зданиях жилого назначения основное количество приходится на:

- частные жилые дома – 41 погибший (53,9%);

- многоквартирные жилые дома -  30 погибших (39,5%);

- надворные постройки – 3 погибших (4%);

-садовые дома – 2 погибших (2,6%).

Основными причинами пожаров, приведших к гибели людей, явились:

- неосторожное обращение с огнём - погибло 53 человека (60,9% от общего числа погибших);

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов – 24 погибших (27,6%);

- неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов  - 8 погибших (9,2%);

- неисправность транспортного средства – 1 погибший (1,2%).

Анализ причин и условий возникновения пожаров, приведших к гибели людей, показывает, что гибели 56 (64%) человек из общего числа погибших на пожарах в текущем году способствовало нахождение в состоянии сильного алкогольного опьянения.

12 (14%) человек находились в состоянии сна, гибели 11 (12%) человек способствовали болезнь (инвалидность) и преклонный возраст, исключающие возможность самостоятельного передвижения, 5 человек предприняли самостоятельное тушение пожара, 2 – невозможность принятия правильного решения по причине малолетнего возраста.

При рассмотрении социального положения погибших людей при пожарах отмечается, что наибольшее число приходится на пенсионеров  (45 человек или 51,7% от общего числа погибших при пожарах) и безработных (18 человек или 20,7%), 6 погибших (12,5%) были лицами без определенного места жительства (БОМЖ) и 2 – инвалиды, т.е. лица тех социальных групп, которые нуждаются в социальной поддержке как государственных, так и муниципальных органов.

Как одной из мер поддержки, а также на данный момент самым эффективным средством предупреждения гибели людей на пожарах является оснащение жилых домов автономными пожарными извещателями.

Следует отметь, что в период с 2016 по текущий год зафиксировано 70 случаев сработки автономных дымовых пожарных извещателей, что способствовало спасению жизни 133 человек, в том числе 53 детям.

В текущем году за счет средств муниципальных районов, граждан и иных внебюджетных источников финансирования установлено более 24 тысяч автономных дымовых пожарных извещателей более чем в 9 тысячах домовладений.

Для справки: в среднем по республике количество установленных АДПИ на 100 тыс. человек составляет 6,19 извещателей.

Не лучшим образом проводится работа по установки АДПИ в жилых домах граждан в Нижнекамском (коэффицент - 0,35 АДПИ на 100 тыс. человек), Нурлатский (0,72), Заинский (2,40), Елабужский (2,45), Бугульма (3,06), Лаишевский (3,35) и Альметьевский (3,42) муниципальный районы, а также в г. Казань (2,25) и г. Набережные Челны (2,78).

Первостепенное значение для спасения и своевременного оказания помощи людям при пожаре имеет время прибытия пожарных подразделений, при этом в сельской местности в отдельных населенных пунктах эта роль отводится добровольной пожарной охране.

Для справки: в ДПО входит 1851 подразделение, из них 661 добровольные пожарные команды (численностью 3362 человека) на вооружении которых имеется 699 единиц  пожарной и приспособленной к тушению пожаров техники, из них 458 территориальных (численностью 2266 человек) и 203 объектовых (численностью 1096 человек) ДПК и 1190 добровольные пожарные дружины (численностью 8089 человек).

 

В настоящий момент в неисправном состоянии находится 31 единица техники ДПК, также в 8 подразделениях ДПК техника списана и восстановлению не подлежит.  

С начала 2021 года было зафиксировано 11 случаев не выезда на пожары техники подразделений добровольных пожарных команд, из них:

 7 случаев по причине нахождения техники в неисправном состоянии (Пестречинский МР – 2 случая, Верхнеуслонский МР – 2 случая, Лениногорский МР – 1 случай, Тукаевский МР – 1 случай, Алексеевский МР – 1 случай);

3 случая по причине выведения техники из боевого расчета на зимний период времени (Пестречинский МР – 1 случай, Верхнеуслонский МР – 1 случай, Нурлатский МР – 1 случай);

1 случай связан с тем, что не дозвонились до членов добровольной пожарной команды (Лаишевский МР).

В соответствии с требованиями законодательства РФ вопросы проведения профилактической работы, а также оказание содействия ДПО являются вопросами обеспечения первичных мер пожарной безопасности, исполнение которых входят в компетенцию ОМСУ и являются расходным обязательством муниципальных образований.

В целях стабилизации обстановки с пожарами и уменьшения негативных последствий от них предлагаю:

- провести в муниципальных районах детальный анализ пожаров и гибели на них людей, с выработкой конкретных решений, направленных на профилактику пожаров;

- активизировать проведение пожарно-профилактической работы в жилом фонде, увеличить количество профилактических групп (сотрудников полиции, работников органов местного самоуправления и соцзащиты). При проведении данной работы особое внимание уделить посещению многодетных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, на воспитании которых имеются несовершеннолетние дети, одиноких престарелых граждан, лиц, ведущих аморальный образ жизни;

- в первую очередь организовать сходы граждан и подворовые обходы в наиболее горимых населенных пунктах;

- усилить работу по информированию населения через СМИ по соблюдению требований пожарной безопасности в быту, при этом Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» оказать содействие в данном вопросе муниципальным районам и МЧС РТ;

- провести во всех общеобразовательных и дошкольных учреждениях выступления перед родителями и детьми по пожаробезопасному поведению в быту, при этом акцентировать особое внимание на недопустимость оставления детей одних без присмотра;

- рассмотреть вопрос об оказании (на безвозмездной основе) адресной социальной помощи малоимущим слоям населения (многодетным семьям, семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, одиноким и престарелым гражданам) в ремонте печного отопления, электропроводки и оснощения мест проживания АДПИ;

- продолжить мониторинг по недопущению отключения от газо-, водо-, и электроснабжения жилых домов, в которых проживают семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие задолженность по коммунальным платежам;

- обеспечить неукоснительное выполнение  требований  Распоряжения КМ РТ от 23 апреля 2021 г. №280-р и решения КЧС и ОПБ  РТ от 08.04.2021 № 2-21;

- организовать работу по своевременной очистке населенных пунктов, лесопарковых зон, земель, граничащих с населёнными пунктами и лесами от сухой травы и мусора;

- усилить контроль по выполнению гражданами, должностными и юридическими лицами Правил благоустройства в части запрета на сжигание строительного, бытового и прочего мусора, листвы и сухой травы, тары, разведения костров, в том числе на внутренних территориях предприятий и частных домовладений. К нарушителям применять меры административного воздействия, предусмотренные статьёй 3.6 КоАП РТ;

- принять меры по укреплению боеготовности добровольной пожарной охраны.



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International