Заседание КЧСиОПБ РТ "О готовности территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком"
23.03.2021

Тезисы выступления
заместителя министра по делам ГО и ЧС Республики Татарстан Н.В.Суржко
на заседании КЧСиОПБ Республики Татарстан

по вопросу: «О готовности территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком» 

 

 

Добрый день, Алексей Валерьевич!

уважаемые коллеги!

 

Правовой основой подготовки к паводку

распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 23.06.2020 № 16-20р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2021 года» и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2021 № 67 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2021 года».

При подготовке к паводку в республике выполнены в осенний период 2020 года следующие основные мероприятия:

  • ремонт 47  гидротехнических сооружений;
  • очистка русел рек и дноуглубление 296 участков, протяжённостью 203,98 км;
  • берегоукрепительные работы на 10 участках (9,479 км);
  • спрямление русел рек 5 участков (9,1 км);
  • другие мероприятия на 35 участках (12,491 км);
  • установка, ремонт, очистка 4704 единиц  водопропускных труб.

Общая сумма затрат составила свыше 1 млрд. 871 млн. рублей.

Разработан Оперативный План «Паводок», как на республиканском уровне, так и в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан.

Разработаны и утверждены планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. план мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения. Спланированы 158 ПВР на 30830 человек.

Для выполнения противопаводковых мероприятий создана группировка сил и средств РСЧС численностью свыше 17 тыс. чел. и более 2,5 тыс. ед. техники, 135 ед. плавсредств. Для воздушной разведки запланировано применение 5 ед. авиационной техники.

Объём созданных резервов материальных ресурсов Республики Татарстан составляет 350,829 млн. рублей, финансовых ресурсов - 6 424,728 млн. рублей.

Спланировано к проведению 50 мероприятий оперативной подготовки, в том числе 9 командно-штабных учений, 2 комплексных учения, 38 тренировок с КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан, 2 тренировки с другими организациями, 1 тактико-специальное учение с АСФ постоянной готовности (на 23 марта проведено 32  мероприятия).

Мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах осуществляется 35 стационарными гидропостами государственной сети «УГМС Республики Татарстан» и 83  временными постами на малых реках и прудах.

Региональная система оповещения Республики Татарстан готова к использованию по предназначению. Функционирует Комплексная система экстренного оповещения, обеспечивающая 197 зон экстренного оповещения населения (из них 105 подвержены подтоплению). Другие используемые виды оповещения населения представлены на слайде.

Особое внимание при подготовке к паводку в 2021 году уделялось организации взаимодействия с районными КЧС.

Трижды за период подготовки к паводку 2021 года проводилось заслушивание председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований республики:

в период со 2 по 16 ноября 2021 года проведено заслушивание председателей КЧС и ОПБ 45 районов по вопросу организации спуска воды на ГТС и проведённой работы по подготовке к паводку 2021 года;

4 февраля 2021 года проведено внеплановое заслушивание председателей КЧС и ОПБ 12 районов по вопросу неблагоприятно складывающейся паводковой обстановки в 2021 году;

в период с 1 по 10 марта 2021 года МЧС Республики Татарстан проведено заслушивание председателей КЧС и ОПБ всех 45 муниципальных образований республики по вопросу готовности к безаварийному прохождению паводка 2021 года.

В ходе заслушивания проведен анализ состояния в муниципальных образованиях наиболее важных вопросов как: обеспечение безопасности мостов, участков автомобильных дорог, ГТС и объектов жилищно-коммунального хозяйства, организация мониторинга работы предприятий, очистных сооружений, мест водозабора, наличие зон экзогенных процессов, организация работы по добровольному страхованию.

Результаты заслушивания позволили выявить наиболее проблемные вопросы, которые могут стать причинами возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций в республике в ходе прохождения весеннего половодья.

Особое внимание я бы хотел обратить на следующие вопросы:

Учитывая данные, озвученные в прогнозе УГМС Республики Татарстан, нынешняя ситуация характеризуется значительными запасами снега и большой толщиной льда.

Исходя из данных характеристик основополагающим значением, влияющим на прохождение паводка на малых реках республики, будет являться снижение затороопасности на водных участках.

Одними из действенных и самых дешёвых средств борьбы с ледовыми заторами является чернение и распиловка льда, что может значительно сократить риски вблизи  мостовых переходов, а также на затороопасных участках.

Всего на водных объектах республики имеется 63 затороопасных участка. В целях предупреждения образования и ликвидации ледовых заторов по состоянию по состоянию на 22.03.2021 год мероприятия по чернению льда:

не проведены в 18 районах на 31 участке;

частично проведены в 7 районах на 13 участках (из них 4  затороопасных), где остаются незачернёнными -11 уч.;

полностью проведены в 9 районах (на 17 затороопасных участках и 4 дополнительно).

В целом, чернение льда не проведено на 42 затороопасных участках, проведено на 34 участках (из них, 21 - затороопасном), общей протяжённостью 4,108 км, 769 кв. м. Объем выполненных работ по чернению затороопасных участков от необходимого количества составляет всего лишь 33%, что является крайне недостаточным. 

Распиловка льда проведена в 3 районах (Камско-Устьинский, Заинский, Кайбицкий) на 7 участках (из них, 4 затороопасных), общей  протяжённостью 0,32 км.

Дополнительно в весенний период очищена 2351 водопропускная труба в 14 муниципальных образованиях.

Мероприятия по подрыву льда будут выполняться исходя из оперативной обстановки, в период вскрытия рек. Для проведения взрывных работ организовано взаимодействие с Центральным военным округом по назначению команды взрывников от Казанского высшего танкового командного краснознаменного училища Министерства обороны Российской Федерации (заявки на работы поступили от 16 районов на 18 водных объектов вблизи 43 населенных пунктов).

 

безопасность гидротехнических сооружений, в первую очередь прудов, находящихся в муниципальной собственности.

На территории республики по нашим данным насчитывается 854 гидротехнических сооружения (из них 677 ГТС поднадзорных Ростехнадзору). В настоящее время требуется ремонт 107 ГТС.

Из них первоочередного проведения ремонта требуют 23 ГТС, находящиеся в аварийном, предаварийном и опасном состоянии. Из них, согласно расчетам стока талых и дождевых вод, подготовленным в ОАО «ТК «Татмелиорация», особую тревогу вызывают 3 ГТС в паводковый период:

1) аварийный  пруд №3 (60 тыс. м³) в п. Новый Тукаевского района, где водосброс не пропустит сток талых вод весной, имеется  угроза прорыва плотины, в результате перелива паводковых вод через гребень (ГТС необходимо включить в перечень кап. ремонта на 2021 год);

2) ГТС в с. Верхнее (620 тыс. м³)  Яхшеево Актанышского района создаёт угрозу возникновения аварийной ситуации (разошлись стыки ж.б. труб водопроводящей линии водосброса). Необходимо срочно проложить водоотводной канал на уровне НПУ шириной 4 м.

3) ГТС в с. Слобода Екатерининская (450 тыс. м³)   Новошешминского района создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации. Опоры на свайных основаниях, где устанавливаются выходные оголовки, отсутствуют. Задвижка водоспуска закрыта (необходимо открыть задвижку).

На этих ГТС необходимо провести ряд мероприятий (круглосуточное дежурство в паводок, аварийный запас материалов, поддержание гидравлического режима работы ГТС, очистка входной части водосброса).

Кроме того, на 2 ГТС Новошешминского района (с. Ак. Буре и Чув. Чебоксарка) и 1 ГТС Сармановского (н.п. Ляки), требующим ремонта, для и исключения аварии необходимо провести аналогичные мероприятия.

По результатам проведенной инвентаризации Минземимуществом выявлено 87 ГТС с неоформленным правом собственности. Работа по закреплению данных ГТС за собственниками продолжается. Установлен мониторинг за их состоянием. Вопрос взят на особый контроль.

В настоящее время в 9 районах (Бугульминский, Елабужский, Лениногорский, Менделеевский, Нурлатский, Сармановский, Тетюшский, Тукаевский, Черемшанский) не спущено 15 ГТС, которые в техническом плане не вызывают сомнений, но по ним должен быть установлен контроль. Акты спуска воды по ним не представлены. (распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 14.09.2020 № 22-20р «О спуске воды на ГТС Республики Татарстан»).

До настоящего времени остается нерешенным вопрос восстановления комплекса ГТС инженерной защиты г. Казани (стоимость разработки проекта для включения работ в целевые программы оценивается в 334,2 млн. рублей).

В Зеленодольском районе необходима реконструкция дренажной системы комплекса сооружений инженерной защиты п. Васильево (на разработку ПСД выделено 3,700 млн. рублей).

В Кукморском районе необходимо финансирование на разработку ПСД (27 млн. рублей) для строительства защитного противопаводкового сооружения (4,75 км) на р. Вятка в н.п. Лубяны (где в зоне возможного подтопления могут оказаться 260 дворов, 600 человек).

 

Следующий проблемный вопрос связан с мостами и дорогами:

в 2009 и 2016 годах было значительное подтопление в районе переезда через р. Нокса в п. Салмачи  г. Казань. В 2020 году мост был построен, но в эксплуатацию до настоящего времени не введён. Помимо строительства моста необходимо провести комплекс работ по очистке русла р. Нокса (в районах ж.м. Вишневка, ж.м. Вознесенское, Мамадышского и Сибирского трактов), спрямлению русла и углублению реки;

необходимо срочное проведение капитального ремонта моста в Нурлатском районе (при разрушении моста через реку Б. Черемшан близ н.п. Урняк  могут быть отрезаны от основной дороги жители п. Урняк), либо строительство нового моста.

в с. Макулово Верхнеуслонского района муниципальный мост через р. Сулица требует ремонта, источника финансирования на изготовление проекта не найдено;

в с. Качелино Арского ежегодно подтапливается участок дороги через р. Казанка в н.п. Качелино. Проектом предусмотрено строительство автомобильной дороги и моста. Однако до настоящего времени данный проект не реализован.

Эти вопросы озвучиваются ежегодно, но не решены до настоящего времени. Прошу муниципалитеты взять на особый контроль их реализацию.

Прошу не снимать с контроля надзор за 2 низководными мостами в Буинском районе, которые практически ежегодно затапливаются (вблизи н.п. Немчиновка, н.п. Черки-Кильдуразы).

Также в 23  муниципальных  образованиях в текущем году выявлены участки автодорог, находящиеся под угрозой подтопления в период весеннего половодья.

Я прошу руководителей районов, имеющих на своих территориях подобные населённые пункты, принять все возможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки.

 

Следующий вопрос – это необходимость очистки, дноуглубления и спрямления русел рек.

 Выявлена необходимость проведения очистки русел рек в 18 районах (на 33 водных объектах), руслоспрямления в 17 районах (на 21 водном объекте), берегоукрепления в 20 районах (на 19 водных объектах), дноуглубления в 12 районах республики (на 33 водных объектах).  Наиболее остро стоит данный вопрос в 6 районах республики, где необходимы:

- расчистка русла р. Берля в н.п. Бурундуки Кайбицкого района (финансирование и проектирование приостановлены);

- расчистка и дноуглубление р. Каилка и левого притока р. Карла (н.п. Нижний Наратбаш, Бикмуразово, г. Буинск) Буинского района;

- выпрямление р. Сулица (н.п. Русское Бурнашево, Куралово, Макулово) Верхнеуслонского района;

- дноуглубление и расчистке русла р. Вятка в с. Отарка и 27 км судового хода устья р. Арпач Мамадышского района;

- берегоукрепление р. Ик и р. Мензеля в  г. Мензелинск;

- руслорегулирование р. Шильна Тукаевского района (необходима реализация проекта для ликвидации бобровых плотин и других потенциальных преград передвижения льда и мест скопления мусора).

 

Следующий проблемный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, - это активизация развития опасных экзогенных геологических процессов (далее – ЭГП) в виде подмыва и разрушения берегов, оползней, которые следует ожидать в период весеннего половодья, особенно при быстром сходе снежного покрова и высоком подъеме уровня рек, ручьев.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций я прошу руководителей районов, представленных на слайде, имеющих на своих территориях подобные проблемы, организовать работу по вывозу снега с данных участков для максимальной разгрузки поверхностного стока от талых вод.

Также одним из наиболее эффективных способов защиты является добровольное страхование домовладений.

 

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление я хочу обратить внимание руководителей районов на решение следующих задач:

Организационные вопросы –

  1. Провести заслушивание руководителей жилищно-коммунальных, дорожных, энергетических, медицинских предприятий и организаций города (района) по выявленным проблемным вопросам, озвученным в докладе.
  2. Завершить проведение учений и тренировок по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного прохождения половодья до начала весеннего половодья, учитывая специфику и «болевые точки» района, а также особенности паводка текущего года.
  3. Министерству экологии и природных ресурсов РТ оказать содействие районам по включению, в рамках целевых программ, всех необходимых противопаводковых работ в перечень  водоохранных мероприятий и перечень по ремонту ГТС на 2021-2022 гг. (независимо от расчета возможного ущерба).
  4. Минземимуществу РТ продолжить работу по инвентаризации ГТС, совместно с Ростехнадзором и МЧС актуализировать перечень по общему количеству ГТС в республике, независимо от форм собственности, оказать содействие районам  в части закрепления собственников на всех бесхозяйных ГТС.
  5. Министерству транспорта и дорожного хозяйства оказать содействие районам, по вопросу организации и финансирования работ по ремонту мостов и автодорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
  6. Председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований:

6.1. Продолжить работу с гражданами по вопросу добровольного страхования домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и в зонах экзогенных геологических процессов.

6.2. Организовать до 1 июня 2021 года работу по включению  (исключению) зон затопления (подтопления) в перечень населенных пунктов Республики Татарстан, попадающих в зоны  возможного затопления (подтопления) в паводковый период, согласно порядку, утвержденному распоряжением КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 17.12.2020 № 32-20р; «О порядке включения и исключения зон затопления (подтопления) в перечень населенных  пунктов РТ, попадающих в зоны возможного затопления (подтопления) в паводковый период». 

  1. Муниципальным образованиям, озвученным в докладе, рассмотреть возможность с учетом прогноза паводковой обстановки в 3 декаде марта - 1 декаде апреля 2021 года перевести территориальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим функционирования «Повышенная готовность».

По кругу практических мероприятий:

  1. До начала прохождения весеннего половодья провести мероприятия по чернению и распиловке льда в зонах затороопасных участков водных объектов республики, расчистку опор подмостового пространства, очистку оголовков аварийных водосбросов ото льда, снега и мусора всех ГТС, расположенных на территории Республики Татарстан, независимо от их технического состояния и форм собственности.
  2. Обеспечить функционирование временной наблюдательной сети (гидрологических постов) на водных объектах республики, потенциально опасных и аварийных ГТС.
  3. Обеспечить контроль за состоянием аварийных прудов и ГТС с незарегистрированными формами собственности, закрепить  за ними ответственных должностных лиц.
  4. Обеспечить вывоз снега с участков населенных пунктов, подверженных опасным экзогенным геологическим процессам.

 

Доклад закончил. Благодарю за внимание.



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International