Пожарные «байкеры» приступили к патрулированию в районах города Казани
29.05.2015

Пожарные «байкеры» приступили к патрулированию в районах города  Казани
 Казанский гарнизон пожарной охраны недавно обзавелся  специализированной техникой, которую в нашей стране можно назвать весьма необычной.
В Казани освоена технология экстренного реагирования пожарно-спасательного расчета на мотоцикле, используемого для тушения пожаров и участвующих в ликвидации последствий ДТП. Пожарные мотоциклисты будут осуществлять патрулирование на двух мотоциклах Honda VFR1200X как в дневное, так и в вечернее время.
В настоящее время для патрулирования по определенным маршрутам города и экстренного реагирования на чрезвычайные происшествия несут службу в круглосуточном режиме 2 сотрудника МЧС на пожарно-спасательных мотоциклах.
Расчёт пожарно-спасательной мотогруппы патрулирует в паре, это специалисты высокого класса: они могут выполнять функции пожарного, спасателя и медика.
Что касается специального оборудования, то оба мотоцикла в этом плане несколько отличаются, поэтому мотоспасатели будут в некоторой степени дополнять друг друга, что позволит существенно повысить эффективность выполнения спасательных и аварийных работ. Управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража: спасательные машины возят с собой дополнительное оборудование большого веса.
Новая двухколесная пожарно-спасательная техника комплектуется набором специальных инструментов и оборудованием, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для разжима и разрезания металлических конструкций, что важно при деблокировании зажатых пострадавших людей из транспортных средств, поврежденных в дорожных авариях, ранцевой установкой пожаротушения ГИРС-400, способной устранить возгорание на площади до 30 кв.метров, медицинским комплектом для оказания первой доврачебной помощи, двумя огнетушителями ОП-4, диэлектрическими ножницами, а также шанцевыми инструментами — топором, ломом, молотком.
Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 370 кг, при этом вес таких мотоциклов без дополнительного спасательного снаряжения – от 200 до 230 кг. Несмотря на то, что эти мотоциклы способны развивать скорость до 220 км, их рабочая скорость 90 км/ч.
Также у сотрудников мотопатруля специальная экипировка, которая представляет собой комбинацию байкерской и пожарной защиты. На костюмы пожарной формы одеваются защитные элементы для спины, ног и рук, а также форма включает специализированный шлем мотоциклиста, в котором стоит громкая связь. Кроме всего прочего, пожарно-спасательные мотоциклы укомплектованы комплектом оборудования, в состав которого вошли навигационные системы ГЛОНАСС, специальная переговорная система, встроенная непосредственно в шлемы водителей. Отличить мотоспасателей от обычных мотоциклистов на дорогах города Казани поможет не только специальная окраска но и наличие проблесковых маячков.
Благодаря скоростным и маневренным характеристикам мотоциклов время прибытия к месту ДТП и чрезвычайных ситуаций должно сократиться в 3 раза по сравнению со стандартным аварийно-спасательным автомобилем. Учитывая плотность транспортных потоков в Казани, время является одним из главных факторов при оказании помощи пострадавшим в аварии.
Основная цель создания мотопатруля заключается в том, что при пожаре значительно сокращается время прибытия первых подразделений МЧС на место происшествия. В среднем оно в условиях мегаполиса сокращается на 2-2,5 минуты – для пожара, где счет идет на доли секунд, это очень большое преимущество.
Мотоциклисты приезжают первыми и сразу дают оценку обстановки – если требуются дополнительные силы, то они их запрашивают, если нет – справляются сами. Второй момент – вызовы на ДТП. В условиях пробок мобильность мотоциклов очень спасает.
В свободное от вызовов время мотогруппы не стоят в гараже, как прочие пожарные машины, а продолжают работать. Помимо выездов к местам происшествий и по экстренным сигналам, моторизованное подразделение МЧС получат 4 маршрута патрулирования, проложенные непосредственно по городским улицам. При прохождении этих маршрутов экипажи пожарно-спасательных мотоциклов будут контролировать оперативную обстановку и, при наличии соответствующей необходимости, оказывать пострадавшим помощь. Общая протяженность маршрутов, которые разработаны специально для пожарных Honda VFR1200X по улицам города, составляет порядка 55 километров.
Но не стоит забывать, что байки – транспорт сезонный. При этом, когда у мотоциклов не сезон, пожарные-байкеры пересаживаются на другую специализированную пожарную технику - на пожарный автомобиль и выполняют задачу по спасению людей и тушения пожаров.  
Личный состав пожарно-спасательного расчета становиться в строй совместно с дежурным караулом ПЧ-3 ФГКУ «7 ОФПС по РТ». Начальником части проводится развод, постановка задач на сутки, проверка экипировки, снаряжения и документов - 10 мин.
Личным составом пожарно-спасательного расчета осуществляется приемка техники и оборудования - 5 мин.
 Начальник ПЧ-3 проводит теоретические занятия с личным составом пожарно-спасательного расчета - 5 мин.
Личный состав пожарно-спасательного расчета получает распоряжение на выезд, надевают экипировку, снаряжение, осуществляют выезд на ликвидацию последствий ЧС - 10 мин.
Следование пожарно-спасательного расчета в составе 2 мотоциклов к месту пожара и ЧС по маршруту ул. Ф.Яруллина-Декабристов-Чистопольская - 10 мин.
Учебная точка №1. Тушение очага пожара.
Поджигается горючая жидкость в заранее подготовленном металлическом  поддоне. 1-ый пожарный из пожарно-спасательного расчета на мотоциклах прибыв к учебной точке ставит мотоцикл на опоры, осуществляет доклад диспетчеру ЦППС о прибытии и обстановке по радиосвязи, надевает боевую одежду и снаряжение, производит снятие и подготовку ранцевой установки пожаротушения ГИРС-400, производит тушение очага пожара - 10 мин.
Учебная точка №2. Проведение аварийно-спасательных работ с помощью электроинструмента.
2-ый пожарный из пожарно-спасательного расчета на мотоциклах прибыв к  учебной точке ставит мотоцикл на опоры, надевает боевую одежду и снаряжение, производит снятие и подготовку электрического аварийно-спасательного инструмента, производит перекусывание металлических конструкций - 10 мин.
Учебная точка №3. Проведение спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим.
Выполняется в составе 2 пожарных из пожарно-спасательного расчета на мотоциклах. Производится снятие и подготовка медицинский укладки одним из пожарных. Укладывают «пострадавшего» на носилки, оказывают первую помощь: накладывают фиксатор на шею, шины на одну руку и одну ногу пострадавшего, фиксируют медицинским бинтом. Далее осуществляют доставку пострадавшего на носилках до автомобиля скорой медицинской помощи - 15 мин.
Основные задачи пожарно-спасательного расчета на мотоцикле:
- проведение разведки, определение обстановки и передача информации на пункт связи;
- вызов при необходимости дополнительных сил и средств;
- организация эвакуации и спасения людей в случае непосредственной угрозы их жизни;
- проведение аварийно-спасательных работ;
- тушение пожаров на транспортных средствах;
- ликвидация пожара на ранней стадии его развития;
- ограничение распространения пожара до прибытия основных сил и средств;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении крупных пожаров;
- определение места расположения противопожарных водоисточников;
- оказание психологической помощи пострадавшим.
 
Основными целями использования мотоциклов считать:
 
 - спасания и оказания первой  помощи пострадавшим при пожаре или аварии;
 - ликвидации пожара в начальной стадии его развития или его сдерживания до прибытия основных сил и средств;
 - ликвидации горения различных веществ и материалов, в том числе на электроустановках под напряжением;
 - проведения аварийно-спасательных работ при авариях на транспорте, промышленных объектах и т. д.
 
Основными задачами пожарно-спасательного расчета на мотовездеходе являются:
- проведение разведки;
- передача информации на ЦППС;
- вызов при необходимости дополнительных сил и средств;
- управление эвакуацией и спасание людей в случае непосредственной угрозы их жизни;
- проведение  аварийно-спасательных работ;
- ликвидация пожара на ранней стадии его развития;
- ограничение распространения  пожара до прибытия основных сил и средств;
- оказание первой помощи пострадавшим до прибытия службы «Скорой помощи»;
- проведение спасательных работ при ДТП;
- оперативное взаимодействие со службами жизнеобеспечения (02, 03, 04, водоканал, служба энергоснабжения) и силовыми подразделениями (ФСО, ФСБ и др.) в пределах их компетенции.
 
Основные цели использования мотовездехода:
 - обеспечения пожарной безопасности при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
- спасания людей и оказания первой помощи пострадавшим при пожаре или аварии;
- ликвидации пожара в начальной стадии его развития или его сдерживания до прибытия основных сил и средств;
- ликвидации горения различных веществ и материалов, в том числе на электроустановках под напряжением;
- ликвидации пожаров и аварий на транспорте и промышленных объектах.
 
Алгоритм
действий пожарно-спасательного расчета на мотоцикле, используемого для тушения пожаров и участвующих в ликвидации последствий ДТП на территории города Казань
Пожарно-спасательные мотоциклы используются посменно, круглосуточно, парами для патрулирования закрепленных маршрутов.
1.        Провести разведку обстановки на месте ЧС (происшествия).
2.        Доложить информацию на ПСЧ (ЦППС).
3.        При необходимости вызвать к месту ЧС дополнительные силы и средства.
4.        При необходимости ограничить доступ к месту происшествия оградительной лентой.
5.         Принять все необходимые меры для эвакуации и спасения людей в случае непосредственной угрозы их жизни.
6.        Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и вызвать службу 03.
7.        Принять все необходимые меры для ликвидации пожара на ранней стадии его развития.
8.        Принять все необходимые меры для  ограничения распространения  пожара до прибытия основных сил и средств.
9.        Организовать проведение аварийно-спасательных работ.
10.    Организовать оперативное взаимодействие со службами жизнеобеспечения (02, 03, 04, водоканал, служба энергоснабжения) и силовыми подразделениями в пределах их компетенции.
Маршрут патрулирования для личного состава
группы пожарно-спасательного расчета на мотоцикле
 В весенне-летний период с мая по октябрь, осуществлять дежурство по маршрутам:
Маршрут  №1 Московский район;
Маршрут №2 Кировский район;
Маршрут №3 Ново-Савиновский район.
Маршрут №4 Вахитовский район.
ПЕРЕЧЕНЬ
работ разрешенных при выполнении оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на ДТП
 
«Оказание первой помощи (ПП) – комплекс срочных действий и мероприятий по спасению жизни и здоровья пострадавших, проводимых на месте дорожно-транспортного происшествия до оказания медицинской помощи (Мероприятия по оказанию первой помощи утверждены приказом Минздравсоцразвития России от17.05.2010 №353н «О первой помощи»).
Мероприятия первой помощи.
1. Оценка обстановки (с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих, с оценкой количества пострадавших).
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь по закону или специальному правилу.
3. Определение признаков жизни (с определением наличия сознания, дыхания, пульса на сонных артериях).
4. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.
5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.
6. Проведение сердечно-легочной реанимации.
7. Остановка кровотечения и наложение повязок.
8. Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа.
9. Проведение осмотра больного/пострадавшего в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, угрожающих их жизни и здоровью.
10. Герметизация раны при ранении грудной клетки.
11. Фиксация шейного отдела позвоночника.
12. Проведение иммобилизации (фиксации конечностей).
13. Местное охлаждение.
14. Термоизоляция при холодовой травме.
15. Придание оптимального положения.




назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International