В период с 20 по 22 ноября 2013 года в Республике Татарстан проходили государственные испытания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Приёмочной комиссией, в состав которой вошли представители министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Татарстан, а также Совета муниципальных образований РТ. За 3 дня работы проведены испытания функционирования системы-112 как в штатном, так и в нештатном режимах, проведена проверка регламентов информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами, уровень подготовки и переподготовки кадрового обеспечения Центра обработки вызовов системы-112, а также наличие необходимой документации.
По результатам испытаний система-112 в Республике Татарстан принята в промышленную эксплуатацию. Наша республика явилась первым субъектом Российской Федерации, в котором было принято решение о принятии системы-112.
Система-112 в Республике Татарстан функционирует на основе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» с 1 мая 2010 года.
Нормативной основой для функционирования системы-112 в Республике Татарстан является Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2010г. № 166 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по телефонному номеру «112» на территории Республики Татарстан на основе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112».
Распоряжением Кабинета Министров РТ от 16 апреля 2012г. №582-р была создана межведомственная рабочая группа по внедрению единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» на территории Республики Татарстан.
Прием вызовов по единому номеру «112» со всей территории Республики Татарстан от абонентов сотовой и стационарной связи осуществляется в центре обработки вызовов системы-112 в г. Казани. Прием вызовов ведется сотрудниками дежурно-диспетчерской службы-112, которая входит в состав МЧС Республики Татарстан. Штатная численность службы составляет 42 человека.
Планируется, что с начала 2014 года в республике начнет функционировать второй центр обработки вызовов системы-112 – в г.Набережные Челны. В настоящее время там проводятся необходимые работы. Выделены средства из федерального бюджета в размере 138 млн. руб. в рамках федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы»
В центре обработки вызовов системы-112 операторами ведется приём и обработка сообщений о происшествиях, поступивших по номеру «112», проводится анализ обращений, по результатам которого информация о происшествиях передается в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и ЕДДС муниципального образования, на территории которого произошло данное происшествие. При необходимости информация дополнительно направляется в центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Татарстан, республиканский центр медицины катастроф, поисково-спасательную службу Республики Татарстан. Службы, задействованные в реагировании на происшествие, осуществляют реагирование в соответствии с существующими ведомственными регламентами и инструкциями.
Функции ЕДДС, как управляющей составляющей системы-112, состоят в организации приема и передачи информации о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечении реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации, в сопровождении и контроле завершения реагирования на полученные вызовы, фиксации основных результатов, а также в ведении постоянного мониторинга и анализа обстановки, складывающейся на территории муниципального образования.
В республике создано 44 ЕДДС на штатной основе. В целях оптимизации расходов принят вариант размещения ЕДДС на базе существующих Дежурно-диспетчерских служб-01. Все ЕДДС муниципальных образований оснащены телефонными и цифровыми каналами связи и необходимым оборудованием. Общая численность диспетчеров ЕДДС составляет 277 человек.
Для проведения обучения и переподготовки операторского и диспетчерского состава системы-112 на базе Учебно-методического центра МЧС РТ создан учебный класс. Все операторы центра обработки вызовов и диспетчеры ЕДДС муниципальных районов прошли обучение в данном центре.
Специфика функционирования системы-112 требует от операторов центра обработки вызовов владения навыками приема сообщений различного характера: пожары, дорожно-транспортные происшествия, криминальные ситуации, медицинские проблемы, угроза террористических актов, спасение заблудившихся в лесу и оторванных на льдине людей, а также оказание психологической и консультативной поддержки абонентов.
За время функционирования системы-112 в РТ операторы-112 изучили все алгоритмы приема и обработки сообщений и передачи информации по различным поводам обращений граждан, прошли стажировку в экстренных оперативных службах республики и курсы спасателей в поисково-спасательной службе РТ.
Операторы дежурно-диспетчерской службы-112 в настоящее время ведут прием и обработку вызовов, поступающих по номеру «112», на русском, татарском, английском, немецком и испанском языках.
Всего за время функционирования системы приема сообщений по единому номеру «112» в Республике Татарстан в ЦОВ системы-112 было принято и обработано порядка 1 млн. 800 тысяч вызовов, направлено в экстренные оперативные службы более 450 тысяч карточек происшествий. С начала текущего года в систему-112 поступило более 610 тысяч сообщений о происшествиях. В системе-112 имеется возможность получения сообщений о происшествиях не только через телефонные вызовы, но и посредством смс-сообщений – на данном этапе пока только от абонентов сотовой сети «Мегафон». Всего за время функционирования системы было получено и обработано около 45 тысяч sms-сообщений.
На данный момент среднее количество вызовов в сутки составляет около 4500. (из них почти 60% - непрофильные обращения, 34% обращений поступают в адрес экстренных оперативных служб и 6% обращений носят справочный характер.)
Вызовы экстренных оперативных служб распределяются следующим образом: 38% – вызовы по линии Министерства здравоохранения РТ, 35% – по линии МВД по РТ, 18% – по линии МЧС РТ, 6% – в ЕДДС муниципальных образований РТ, 3% – по линии службы газа и ЖКХ. Согласно анализу, для 33% вызовов, поступивших в адрес экстренных оперативных служб, требуется их комплексное взаимодействие.
За час в среднем в центр обработки вызовов системы-112 поступает около 200 обращений – по 27-28 обращений на каждого оператора.
ПАМЯТКА:
Обращаясь по номеру «112», помните следующее:
Номер «112» – это номер телефона, по которому можно позвонить:
чтобы связаться с какой-либо экстренной оперативной службой;
в любой стране ЕС;
с мобильных или со стационарных телефонов, в том числе общественных таксофонов;
круглосуточно и бесплатно.
Звоните на номер «112» только в случаях:
если Вы нуждаетесь в экстренной помощи, когда возникла реальная угроза жизни, здоровью, имуществу или окружающей среде;
или есть причины подозревать это.
Если Вы сомневаетесь, является ли ситуация экстренной или нет – лучше позвонить.
Не звоните на номер «112» по несрочным вопросам, помните, что занятость линии оператора экстренной помощи может задержать оказание помощи человеку, реально нуждающемуся в ней, и привести к серьезным последствиям. Использование номера телефона экстренных служб не по назначению или в хулиганских целях может быть наказуемо.
Для того, чтобы в случае необходимости Вы могли как можно быстрее вызвать помощь, запомните эти простые, но полезные советы:
Дождитесь ответа оператора на Ваш звонок. Будьте терпеливы! Если после нескольких сигналов оператор не ответил, ни в коем случае не прерывайте звонок и не звоните снова. Каждый ваш повторный звонок будет воспринят как новый и соответственно очутится в конце очереди звонков, поэтому вам понадобится больше времени на то, чтобы дозвониться.
Когда оператор ответит, представьтесь, коротко и ясно объясните, что и с кем произошло. Сохраняйте спокойствие и говорите чётко. Не паникуйте! Иногда бывает трудно получить необходимую информацию для быстрого реагирования на Ваше происшествие.
Укажите характер происшествия и место (если знаете – и точный адрес), где необходима срочная помощь. Если можете, объясните оператору, как это место легче найти (к нему подъехать). Если опасность возникла не в том месте, где находитесь Вы – укажите это место.
Постарайтесь коротко и ясно ответить на все вопросы оператора. Точные и ясные ответы на все вопросы необходимы оператору для точного определения потребности в оказании срочной помощи.
Помните, что Вы звоните в профессионально-подготовленное учреждение, и информация, которую они требуют, очень важна, не теряйте терпения и не сердитесь, если Вы не понимаете характер их вопросов.
Если ситуация требует оперативного реагирования, то помощь будет направлена немедленно, а оператор-112 может запрашивать информацию о Вас, пока экстренные службы находятся в пути.
Следуйте советам диспетчера экстренной службы.
Не кладите трубку, пока оператор-112 не скажет, что разговор можно закончить.
Закончив разговор, постарайтесь не занимать телефонную линию, с которой вы звонили, если в этом нет необходимости. Оператору может понадобиться связаться с вами и попросить у вас дополнительную информацию или дать вам дополнительный совет.
В случае изменения ситуации на месте происшествия (улучшилась или ухудшилась), позвоните по номеру 112 еще раз и сообщите об этом.
В некоторых случаях в систему-112 может поступать большое количество сообщений об одном и том же происшествии. Не раздражайтесь, если после нескольких вопросов оператор-112 сообщает Вам, что такое сообщение уже поступило, и прекращает разговор. Это необходимо, чтобы избежать дублирования информации и освободить оперативную линию.
Не вешайте трубку, если вы звоните по номеру «112» по ошибке! Скажите оператору, что все хорошо. В противном случае оператор-112 вынужден будет совершить звонок на Ваш номер, чтобы убедиться, что все в порядке.
Помимо вызова на место происшествия оперативных, аварийных, коммунальных и других служб, оперативные дежурные при необходимости предоставят дополнительную информацию, которая поможет гражданам выйти из трудной ситуации с наименьшими потерями.
Хотелось бы обратить внимание родителей на правила, которым необходимо научить Ваших детей, чтобы они как можно быстрее могли получить помощь при обращении на номер «112»:
Позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок смог назвать свое имя, имена родителей, домашний адрес и номер домашнего телефона (если есть);
Сообщите детям место Вашей работы и номер рабочего телефона (или телефона для связи с Вами);
Объясните ребенку, в каких случаях можно звонить в 112;
Научите детей не бояться звонить в 112, если у них возникнут сомнения, звонить или не звонить в случае опасности;
Объясните ребенку, что звонить на номер 112 ради шутки категорически запрещено.
Напоминаем, что «112» – это номер службы вызова экстренных оперативных служб, а не номер сотового оператора. Обращайтесь по нему только за помощью. Большое количество непрофильных вызовов может привести к перегрузке системы и ставит под угрозу жизнь тех, кто действительно нуждается в экстренной помощи.