В Кыргызской Республике намерены внедрить опыт Республики Татарстан в сфере предупреждения и ликвидации ЧС

25 октября 2017 г., среда

В Республике Татарстан с рабочим визитом находится делегация Кыргызской Республики во главе с начальником Главного управления информационных технологий  МВД Кыргызской Республики Алмазбеком Бообековым. В течение дня гости из Средней Азии изучали опыт различных служб Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС РТ.

 

Визит делегации Кыргызской Республики проходит в соответствии с договоренностями Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева, по итогам совместной встречи лидеров республик, которая состоялась 23 июня 2017 года.    

В первую очередь, коллег из Кыргызской Республики заинтересовал опыт работы в Республике Татарстан «Службы экстренных вызовов - 112», функционирование Единых дежурно-диспетчерских служб в районах РТ, а также система антикризисного управления, действующая на базе Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

Первым объектом для посещения стал Центр обработки вызовов государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Служба экстренных вызовов – 112».

Об истории создания системы вызова экстренных служб по единому номеру 112 гостям из Бишкека подробно рассказал заместитель министра МЧС РТ Олег Степущенко.

Он сообщил, что работы по созданию системы-112 в Республике Татарстан начались в 2009 году. Постепенно в систему были подключены все муниципальные образования – в республике 43 муниципальных района и 2 городских округа. В 2013 году прием вызовов осуществлялся уже со всей территории республики от всех операторов мобильной и стационарной связи.

В ноябре 2013 года система-112 Республики Татарстан успешно прошла государственные испытания, по результатам которых было рекомендовано ввести систему-112 в Республике Татарстан в эксплуатацию. Это был первый регион в России, где было принято решение о принятии системы-112 в эксплуатацию.

Новым этапом развития системы-112 в республике стало создание государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан «Служба экстренных вызовов – 112». Основной целью создания ГБУ «Служба-112» является осуществление эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» по принципу «одного окна» в Республике Татарстан.

На сегодняшний день функционирование системы-112 в республике осуществляется на основе двух центров обработки вызовов: в городах Казань и Набережные Челны.

Имеются соглашения ГБУ «Служба-112» со всеми реагирующими службами, а также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден общий регламент взаимодействия в системе-112.

Олег Степущенко отметил также, что жители Республики уже привыкли к номеру «112» и активно им пользуются. Прием вызовов по единому номеру «112» со всей территории республики от абонентов сотовой и стационарной связи осуществляется в круглосуточном режиме и ведется операторами ГБУ «Служба-112». На сегодняшний день дежурная смена в составе 16-17 операторов ежесуточно принимает и обрабатывает в среднем 5500 вызовов.

Всего за время функционирования системы-112 в Республике Татарстан с 2009 по 2016 год по номеру «112» было принято и обработано более 8,7 млн. вызовов, направлено в экстренные оперативные службы более 3,1 млн. карточек происшествий. Среднее время ожидания абонентов ответа оператора-112 уменьшилось с 20 секунд в 2014 году до 6-7 секунд в 2016 году.

Согласно статистике, в центры обработки вызовов системы-112 поступает 47% от общего количества обращений в экстренные оперативные службы республики. Для сравнения: данный показатель в 2010 году составлял 10%, в 2013 – 29%, в 2014 – 36%, в 2015 – 41%, в 2016 – 43%.

Вызовы экстренных оперативных служб распределяются следующим образом:

26 % –по линии Министерства здравоохранения РТ,

24 % – по линии МЧС РТ,

19 % – по линии МВД по РТ,

1% – по линии УФСБ РФ по РТ;

1% – по линии аварийной газовой службы;

29% – по линии ЕДДС муниципальных образований РТ.

Для 30% вызовов, поступивших в адрес экстренных оперативных служб, требуется их комплексное взаимодействие.

Система-112 интегрирована с информационными системами МВД по Республике Татарстан и Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

В ЦОВ системы-112 имеется возможность лингвистической и психологической поддержки абонентов: операторы-112 могут принять и обработать вызов на русском, татарском и английском языках. Существует возможность оказания круглосуточной психологической поддержки абонентов. Удаленная психологическая поддержка оказывается профессиональными психологами Комплексного центра социального обслуживания «Доверие».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.11.2011, утверждающего Положение о системе-112, субъект сам вправе определять перечень ведомств, взаимодействующих в системе-112. За время функционирования системы-112 в Республике Татарстан данный перечень значительно расширился.

По предварительному согласованию с министерствами и ведомствами, в данный перечень будут входить, кроме 6 обязательных обозначенных Правительством Российской Федерации служб, такие ведомства, как:

государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан «Служба экстренных вызовов – 112»,

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,  Главное управление МЧС России по Республике Татарстан,

Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан,

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан,

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан,

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

Открытое акционерное общество «Сетевая компания» Республики Татарстан,

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Казань»,

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Казани,

Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики,

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан,

другие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру «112».

Во исполнение законодательства Российской Федерации о системе-112 в Российской Федерации Министерством информатизации и связи Республики Татарстан совместно с операторами связи проводятся работы по внедрению функции определения местонахождения абонента, обратившегося за помощью по единому номеру «112». На сегодняшний день операторы-112 при приеме сообщений в карточке происшествия видят координаты позвонившего. Эту функцию наши коллеги продемонстрируют сегодня в режиме онлайн.

Кроме того, в системе-112 реализованы дополнительные функции, не заложенные первоначально в концепции создания системы-112 в Российской Федерации.

Одна из этих функций состоит в том, что в Республике Татарстан номер «112» определен, в том числе и для приема обращений о конфликтных ситуациях на межнациональной и религиозной почве

Заместитель министра МЧС РТ напомнил, что в 2013 году было поручение Президента России об организации call-центра для приема вызовов о конфликтах на национальной и религиозной почве на базе телефона одной из экстренных служб. В Татарстане было принято решение об использовании для этих целей номера «112».

Всего на номер «112» подобного рода сообщений поступило:

в 2014 году – 107;

в 2015 году – 162;

в 2016 году – 139,

с начала 2017 года – 125.

Подобного рода сообщения носят, как правило, криминальный характер. При поступлении сообщений о конфликтах на национальной и религиозной почве информация направляется в Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, МВД по Республике Татарстан, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований республики, Центр управления в кризисных ситуациях Республики Татарстан, и – при необходимости – в другие профильные службы.

Еще один пример использования номера «112» состоит в том, что этот номер «112» запрограммирован на телефонах абонентов в рамках акции «Добрый телефон» как телефон экстренной помощи. «Добрый телефон» – это акция, целью которой предоставление одиноким гражданам пожилого возраста возможности вызова экстренных служб (скорой помощи, МЧС, полиции) одной кнопкой посредством использования специальных мобильных устройств. Для этого пожилым людям в республике раздали порядка 4000 данных телефонов. Данная категория граждан обращается чаще всего по вопросам медицинского обслуживания, предоставления коммунальных услуг.

Следующая функция – это «Тревожная кнопка», реализованная на планшетах сотрудников Скорой помощи в целях своевременного оповещения в случаях нападения на данных сотрудников скорой медицинской помощи. Информация с планшета бригады Скорой помощи попадает в систему-112 и передается в реагирующие службы.

Номер «112» активно использовался при проведении крупных спортивных и общественных мероприятий, таких, как XXVII Всемирная летняя Универсиада и XVI Чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок Конфедераций FIFA 2017. Во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 для оказания лингвистической поддержки абонентов привлекались волонтеры со знанием иностранных языков: немецкого, испанского, французского, португальского, китайского.

 - Во время проведения крупных международных соревнований была успешно опробована переадресация на телефон 112 вызовов, которые были набраны по номеру 911, - отметил Олег Степущенко. - Люди, приехавшие к нам с территории государств Северной и Южной Америки, настолько привыкли к этому номеру у себя на родине, что начинали звонить по нему и у нас. Соответственно, их обращения попадали в Центр обработки вызовов системы 112.

После уточнения ряда вопросов, касающейся служебной деятельности, делегация Кыргызской Республики направилась в гости в Управление гражданской защиты казанского Исполкома, чтобы познакомиться с работой ЕДДС г. Казани.

Делегацию встречал начальник Управления ГЗ казанского Исполкома Фердинанд Тимурханов. Первым делом гостям была представлена презентация нового проекта «Открытая Казань», ставшего удобным помощником населению для удобного и быстрого решения вопросов в сфере ЖКХ.

 - Каждый житель Казани, воспользовавшись системой, может заявить о любых неисправностях, возникших в квартире, подъезде, доме или прилегающей территории, - поделился разработкой Фердинанд Тимурханов. - Оставив заявку, заявитель может отслеживать статус ее выполнения в режиме реального времени и быть в курсе проводимых работ. Заявка может быть закрыта, только если качество выполненных работ полностью удовлетворяет жильца, иначе ее исполнение будет возобновлено.

Работы по устранению неполадок вместе контролируют специалисты Исполкома Казани, а также журналисты местных СМИ, что служит дополнительным стимулом для скорейшего устранения возникших неполадок и проблем. Каждая поданная заявка обрабатывается системой и перенаправляется службе ЖКХ района, которая приступает к устранению возникшей проблемы.

В перспективе, - продолжил начальник УГЗ, - мы намерены включить в систему ЕДДС все диспетчерские службы предприятий города. Решение этой задачи сократит время для ликвидации последствий возможных ЧС, а также улучшит взаимодействие в рамках единой система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Затем делегация Кыргызской Республики направилась в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

Прежде всего, гостей из Средней Азии познакомили с возможностями и техникой антикризисного управления татарстанского главка МЧС России. Делегацию встречал начальник Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, майор внутренней службы Радик Гисмятов.

Специально для членов делегации была развернута техника пункта подвижного управления Центра управления в кризисных ситуациях. Представителям Кыргызской Республики продемонстрировали автомобили управления и связи, передвижной мобильный комплекс информирования и оповещения населения, беспилотный летательный аппарат, надувные модули, - всё, что необходимо для полноценной автономной работы в полевых условиях и на месте ЧС.

О современных возможностях антикризисного управления рассказал ВрИО начальника ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан майор внутренней службы Александр Александров. Здесь гостям подробно рассказали о структуре антикризисного управления - где вся информация стекается в ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от пунктов Единой дежурно-диспетчерской службы в каждом районе, а отсюда переходит в антикризисные управления регионального центра и Национального ЦУКС МЧС России. Он сообщил также, что в республике имеется возможность наблюдать за рядом стратегических объектов в режиме реального времени, а также познакомил со структурой работы ЦУКСа, который подпитывается информацией с единых дежурно-диспетчерских служб, действующих в каждом районе республики.

По итогам плодотворного изучения татарстанского опыта, глава делегации Кыргызской Республики начальник Главного управления информационных технологий МВД Кыргызской Республики Алмазбек Бообеков сообщил, что делегация КР была сформирована правительством Кыргызской Республики для того, чтобы изучить опыт Республики Татарстан в части внедрения информационных технологий во всех государственных органах.  - Нам было очень интересно и кое-что мы намерены перенять для себя, - отметил Алмазбек Бообеков. - В частности, для нашего МЧС будет очень полезен опыт взаимодействия всех заинтересованных государственных органов при ликвидации ЧС, который применяется в Российской Федерации и Республике Татарстан в рамках Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, нас интересует использование информационных технологий, обеспечение связью и взаимодействие в электронном формате с другими государственными учреждениями. Все увиденное здесь очень впечатляет, и мы будем рекомендовать нашему правительству использовать ваш опыт в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий. Потому что опыт Республики Татарстан действительно заслуживает уважения, и, думаю, он нам поможет.

Во второй половине дня делегация Кыргызской Республики отправилась в Зеленодольский район, где им предстоит изучить опыт работы зеленодольской ЕДДС, а вечером члены делегации совершат экскурсию по территории Раифского мужского Богородицкого монастыря.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International